Как разнообразить стиль вашего издания…

Новостная заметка, репортаж, интервью – три старых кита отечественной журналистики. Есть, конечно, еще аналитические статьи, колонки, передовицы от редакции, письма от редакторов, но в целом набор жанров украинских печатных медиа выглядит довольно бедно даже по сравнению со средствами информации и пропаганды северного соседа, не говоря уже об американских и европейских. Ниже – несколько вариантов, как разнообразить стиль вашего издания. 

В наших медиа редко встретишь формализованные корпоративные стандарты, выписанные в каких-то внутренних документах. Обычно новый работник редакции, осваиваясь, интуитивно копирует слог, объем и композицию существующих материалов, не особо задумываясь, что это за жанр и почему он хорош для этой темы. Просто так принято, и большинство журналистов довольствуются этим. К счастью, некоторые ценные сотрудники с потенциалом профессионального роста все-таки предлагают нововведения, которые освежают родное медиа и приносят ему читателей из молодой образованной аудитории, разбалованной изысками англоязычных изданий и качественного глянца вроде российского Esquire. Чем дольше работаешь в своей редакции, тем сложнее видеть возможности для нового, рутина затягивает. Поэтому вот несколько идей относительно форматов, которые могут стать приятным сюрпризом для ваших читателей.

 

Словарь. Нечто среднее между формализацией интернет-мемов и тем, что делал Парфенов в «Намедни». Чтобы сразу было понятно, о чем речь, прочтите несколько пунктов отсюда (последний номер «Большого города» в 2011 году). Составление словаря требует, помимо стилистических усилий сводящего его редактора, серьезной подготовки со стороны всех авторов издания в течение длительного времени – вспомнить новорожденные словечки с ходу получается редко, нужно помнить о словаре все время и записывать их в общередакционный блокнот. Зато вы передаете дух времени и подводите итоги в нетривиальной форме, а для юбилейных выпусков с итогами, к примеру, за 10 лет, это и вообще бесценный материал.

 Х дня. Во многих журналах есть рубрики «Фото недели», «Цитата недели», «Девушка месяца» и прочие. Это все немного отдает советчиной, к этому все давно привыкли, для остроты хорошо бы добавить немного постмодернизма. Это может быть политик дня (ляпнувший что-то резонансное никому доселе не известный региональный чиновник), корабль недели (Costa Concordia), премьер-министр дня (смешное фото Дэвида Кэмерона) и так далее. Можно и нужно не повторять очевидную рубрикацию коллег, а самим быть ньюзмейкерами, ведь убийственная серьезность, ретроградство и ригидность вашей газеты – это не кто-то сверху темником повелел, это самоцензура. Интернет съест тех, кто не будет успевать за его гибкостью и неформальностью. 

Рейтинги. Кстати, об интернете. Если расширить понятие «эксклюзив» с «раскопанная нашим репортером новость, которую все перепечатывают» до «интересный материал, появившийся только у нас», можно делать отличные подборки фактов, пользуясь только гуглом. Особенно это актуально, если вы маленькое медиа и не можете обогнать крупные с их разветвленной корреспондентской сетью и личными знакомствами одиозного главреда. Возьмите за основу «Х дня» и поищите в этом направлении. Рейтинги авиакатастроф по количеству погибших, публикуемые после каждой новой крупной аварии – банально. Десять олигархов, поднявшихся после женитьбы за деньги родственников супруги – интереснее. Самые влиятельные, самые красивые, самые скандальные люди – читаемый материал, но если его уже сделали конкуренты, да и с прошлого года изменилось мало что? Возьмитесь за то, чего никто не делал до вас, пользуясь таким прекрасным источником, как открытая статистика, в определенной степени снижающая фактор субъективности (вам тоже надоело, что ваше СМИ обвиняют в продажности там, где оно не продается?). Например, координатор украинской группы Foursquare Артем Комолов сделал рейтинг самых популярных мест в Киеве на основе данных этой геопозиционированной соцсети, The Village дополнила его и выпустила материал.

 How-to. В англоязычном интернете жанр хауту цветет буйным цветом, являясь самым популярным в практических медиа типа Mashable. Поток из миллиардов запросов в поисковых системах, начинающихся словом «как», от «как правильно целоваться» до «как читать по рукам в техасском холдеме», не иссякнет никогда, и каждый любопытный, нашедший ваш заголовок, будет делать вам посещаемость еще годы после того, как написана статья. Квазихауту в виде ответов на письма читателей, которые якобы спрашивают у редакции, как делать то-то и то-то, не выглядят глупо только в изданиях для пенсионеров и сельских вестниках, остальные давно не пишут письма и не ждут ответа неделями, когда можно вбить свой вопрос в адресную строку. Хауту писать проще, чем кажется: подумайте, в чем вас считают экспертом (знаете, как выбрать фотоаппарат, где найти все бесплатно, как писать репортажи хорошо, чем читать ленты новостей и так далее) – и выберите то, что подходит по профилю вашему изданию. Ну, или найдите эксперта, который продиктует вам пошаговое руководство по решению злободневной проблемы. Список с цифрами и конкретными указаниями к действию читается лучше, чем почти все остальные ваши материалы, за исключением портфолио девушки дня. 

Что будет, если… В каждом коллективе есть визионер, которому представить картины будущего – легче, чем вспомнить, что он вчера ел на завтрак. Авторы нового и уже нашумевшего британского сериала Black mirror реализуют этот концепт с математической точностью: в реальности меняется только один фактор, и события вокруг начинают развиваться по совсем другому сценарию. Пример: российские журналисты с либеральными взглядами сделали спецпроект для OpenSpace о том, что будет в разных сферах жизни россиян, если Путин останется еще на 20 лет. Можно позволить себе любые вольности стилистики и разгул сатиры: в конце концов, это всего лишь мнение, проекция, существующая (пока) только в апокалиптических рефлексиях журналиста. 

Отцы и дети. Публикуемые ежедневными газетами псевдоопросы общественного мнения (журналист поймал на улице пять человек, напечатали мнения трех, соответствующие представлению редактора о примерном диапазоне убеждений в обществе) давно устарели. Нынче модно знать мнение 20-летних, пытаться понять, как они видят информповод, и как их взгляд на мир контрастирует с позицией тех, кто этим миром рулит (40–60-летние).

Листая старые альбомы. Interview Russia перепечатывает сорокалетней давности беседы Энди Уорхолла со звездами, из которых составляет картину эпохи. Копание в архиве публикаций собственного издания у нас не очень в почете, разве что нужен бэкграунд для какой-то новости. А ведь материалы прошлых лет позволяют красиво уличать в пустых обещаниях политиков, собирать и публиковать рядом одинаковые штампы в речах творцов, проверять ценность прогнозов уважаемых экспертов. Герой Гарднера, который читал журналы пачками, но исключительно через несколько лет после их выхода, имел свой резон.

 

Тетяна Неймаш, “MediaSapiens”