Пролог. Песнь про Архипа

Рано утром Архип всегда включает на кухне радио, чтобы быть в курсе самой последней информации. По дороге на работу читает свежий выпуск газеты со свежими новостями и сплетнями. Вот уже и на работе. Нажал на своем компьютере кнопку “Power”, и через несколько секунд он находится в курсе самых свежих новостей и разнообразной информации в сети Интернет. После напряженного дня нет ничего лучше для Архипа, чем купить какое-то вечернее издание, чтобы было, что почитать по пути домой. А вот и родная дверь. После ужина Архип решил дополнить картину дня просмотром вечерних программ и фильмов. Пощелкав все каналы, он лег спать с чувством абсолютной информационной насыщенности.

Теперь он знает, что сегодня произошло в родной Украине и в далеком Гондурасе. Знает, кто развелся в Голливуде и кто совершил очередной теракт в Израиле. А ещё Архип по телевизору увидел “Окна” и подумал, что ругаться матерными словами вслух – вполне адекватное поведение в нашу эпоху. Перед этим он прочел в популярной газете национального масштаба информацию о том, что гражданский брак способствует правильному выбору супруга и что якобы это доказали ученые. Он и этому поверил, а точнее – просто “проглотил”, не задумываясь. Вот решил и он завести себе “гражданскую” подругу. А еще Архип часто смотрит ток-шоу, куда приходят всякие извращенцы и отстаивают свое право на существование. Он и с этим уже не спорит.

Архип превращается в очередную жертву мировой глобальной информационно-агитационной системы, которая формирует извращенные взгляды на мир, на жизнь, на вечность. Но он этого не замечает. Миллионы людей не замечают, как становятся жертвами.

 

Запрягаем волов

Теперь переключим наше внимание с условного персонажа Архипа на реальное пространство, в котором живет современный обыватель. Специалисты называют это пространство “глобальной деревней”. В условиях этой “деревни” человек, живущий в Австралии, с помощью средств массовой информации (СМИ) в считанные минуты может узнать, что произошло в Скандинавии. Точно так же, как в обычном селе не представляет особого труда узнать, что недавно произошло на соседней улице.

Впрочем, наша речь не об информационной, а об идеологической функции СМИ. И сколько бы мы ни слышали красивых фраз о том, что СМИ не несут идеологии, нужно понимать, что именно они являются основными и часто единственными носителями идей этой греховной мировой системы.

Пресса, радио, ТВ, Интернет – лишь орудия для передачи информации. Поэтому СМИ не являются злом, как думают некоторые христиане. Более того, автор этих строк абсолютно убежден, что в действительности основное предназначение СМИ изначально – проповедь Евангелия и утверждение библейских истин в сознании людей. И среди приоритетных задач церкви в последнее время – восстановление, а точнее, утверждение Божьих позиций в средствах массовой информации.

Постоянные критические высказывания христиан о загрязненности СМИ на самом деле ничего не меняют. Люди все равно смотрят, читают и слушают то, что им нравится. По большому счету – это право каждого. Другой вопрос, что христиане не дают достойной профессиональной массмедийной альтернативы. Поэтому, когда я говорю об утверждении Божьих позиций в СМИ, то не имею в виду создание простых и дешевых агитационных материалов. Бог достоин профессионализма, который может привлечь внимание нехристиан. Поэтому кроме чисто христианской продукции следует создавать общественно-политические печатные и электронные издания, теле- и радиопрограммы с ощутимым библейским влиянием. Журналист Олег Ильин из Днепропетровска в свое время в “… Краеугольном” писал так: “На мой взгляд, мудрость состоит в том, чтобы наполнить общественные организации духовной силой Иисуса Христа. Моя журналистская практика – свидетельство того, что, действуя в “уме Христовом”, журналист может даже в светских СМИ представлять Божью оценку явлений и событий современности. Полагаю, что такие подходы могут сделать христианскую журналистику интересной этому миру. Таким образом, светские СМИ становятся христианскими по позиции и мировоззрению” (“КК”, июнь 2003, “Свобода слова: взгляд из вечности”).

Слава Богу за существующие образцы утверждения Божьих позиций в светских СМИ. Многие могут вспомнить трансляцию мультсериала “Суперкнига”, телесериала “Прикосновение ангела” и ряда других христианских передач на национальных каналах телевидения. Эту продукцию смотрели не только христиане, но и миллионы неспасенных людей по всей стране. Ведь сегодня уже не для кого не секрет, что чисто христианскую прессу и агрессивно-христианские передачи смотрят в основном только христиане. Это хорошо, но наша основная целевая аудитория – неспасенные люди, которым нужно донести Евангелие. При этом не следует перекладывать свою личную ответственность евангелизировать на СМИ. Последние являются существенным стратегическим дополнением к личному евангелизму. Нашу личную проповедь о Христе и наш личный пример никакие современные технологии заменить не смогут.

Обратим внимание на слова Соломона: “Где нет волов, там ясли пусты; а много прибыли от силы волов” (Пр. 14:4). Это стратегическое откровение. Нам нужны волы. Церкви нужна прибыль, результат, высокий КПД. Многие христиане до сих пор продолжают махать мотыгой, когда давно пора перейти на волов. Они крайне необходимы в последнее время. Для наибольшего результата и великого пробуждения нужны волы – телевидение, пресса, радиоэфир, типографии. Для Божьего Царства нужно много прибыли, а много прибыли можно получить только с волами.

 

Подобие эпилога. Мобилизация

Архип стал жертвой того, что видел, читал и слушал. А ведь он мог видеть, читать и слушать другое. Но другого не было. Было только то, что было.

Откровенно обидно бывает, когда средства массовой информации на весь мир трубят о том, что Мадонна поцеловала Бритни Спирс. А то, что в Бразилии и Африке каются сотни тысяч людей, восстанавливается экономика благодаря всенародному покаянию, знают только единицы христиан. Потому, что об этом некому трубить. Когда в мае этого года в Киеве проходил многотысячный христианский марш жизни, почти все светские СМИ этого “не заметили”. А ведь это действительно незаурядное событие. Но когда будут действовать влиятельные общественно-политические издания и эфир с христианским руководством или хотя бы смелыми верующими журналистами, тогда такие события станут замечать.

Если Вы – верующий журналист, молитесь и поститесь о своем издании, просите Божьего руководства в работе. Будьте смелы в провозглашении библейских истин – меньше своих амбиций, а больше Божьей воли.

Мы призываем церкви занять активную духовную и гражданскую позицию в вопросе утверждения Божьего влияния в светских СМИ. Опыт многих церквей показывает, что возможно налаживать сотрудничество с местными газетами и телеканалами с целью проповеди Евангелия. В следующих номерах мы будем давать информацию, которая поможет вам найти и использовать печатную и аудиовизуальную продукцию в евангелизационных целях в вашем регионе.

Руслан Кухарчук.

Ассоциация «Новомедиа».