Во время участия в Международном Форуме «Новомедиа» Анастасия Даугуле, ведущая «Подробности» на Интере, покорила публику общением на равных. В ней не было надменности, она говорила просто, а потому понятно. Во всем чувствовалось, что ей приятно делиться знаниями и опытом с участниками форума. Мы решили встретиться с Анастасией после, чтобы расспросить ее о личном пути к телевизионным вершинам, опасностях профессии и узнать, будет ли жить ТВ.

 

«Нужно быть готовым к тому, что тебя захотят использовать» 

Анастасия, сейчас многие начинающие журналисты сразу же хотят устроиться на работу в рейтинговые каналы и ведущие СМИ. Вы начинали на харьковском ТВ. Рекомендуете молодежи учиться, набираться опыта в «районке», а после покорять столицу?

 – Знаете, какого-то рецепта у меня нет, каждый путь индивидуален. Я рада, что начинала в Харькове. Думаю, если бы с теми творческими самовыражениями пробовалась в Киеве, то мне могли бы сказать, что нам такой товарищ не нужен (улыбается). Учиться необходимо там, где действительно учат. Когда я пришла стажироваться на один из негосударственных харьковских телеканалов, сразу попала в компанию крепких профессионалов. Мне повезло – моим наставником был один из лучших журналистов Владимир Чапай. Он научил меня тем базовым приемам, которыми я пользуюсь до сих пор.

Могу сказать, что постепенное восхождение на вершину дает человеку намного больше, чем поднятие на скоростном лифте, благодаря связям, деньгам, удачному стечению обстоятельств. Журналист должен завоевать среду обитания. Для этого нужны бойцовские качества, которые просто так не возникнут.

 

DSC03643

На телеканале «Интер» Анастасия работает с 2007 года.

Ведущей «Подробности» – с 2011


– К каким коварностям профессии необходимо быть готовым? 

– Сейчас наши медиа политизированы и комерционализированы. Поэтому журналистов хотят использовать и очень часто. В этом большая опасность особенно для начинающих. В чем-то ситуация похожа на коварного искусителя, ухаживающего за молоденькой неопытной девушкой: она думает, что нравится ему, а у него совсем другие корыстные намерения. Также и с журналистами. Поэтому необходимо научиться распознавать истинные замыслы людей. Сразу не получится, но нужно стараться. Когда приезжаете на интервью, читайте между строк, думайте, кому выгодна та или иная ситуация, внимательно слушайте, заглядывайте в глаза «глубоко».

– Как не поддаться искушению? 

– Должны быть базовые ценности, которые помогают устоять. В журналистике это особенно важно, потому что есть репутационные моменты. Очень легко один раз взять деньги, но, как только люди понимают, что журналист продается, к нему другое отношение. Поверьте, он потеряет капитализацию на рынке труда и никогда не заработает своим трудом гораздо больше. 

Быть независимым журналистом – достойнее, спина выпрямляется. Люди, которые пытаются вам что-то предложить, тоже это чувствуют. Когда я работала на региональных каналах, у нас были так называемые рекламные сюжеты. Страшно не любила их делать.  Поэтому мне безумно нравится, что в новостях на Интере нет коммерческих сюжетов вообще. Когда люди спрашивают, сколько стоит вызвать съемочную группу, я рада, что могу ответить: «Это нисколько не может стоить априори, потому что на «Интере» новости этим не занимаются категорически». Сама эта позиция заставляет распрямить плечи. И за нее я очень благодарна нашему руководству.

– Вы упомянули о ценностях. Какие ваши профессиональные и личные ценности?

– Что касается профессиональной жизни, то здесь невозможно открыть Америку. Это объективность, профессионализм, оперативность, выслушивание разных точек зрения, проверка противоречивой информации или цифры как минимум в двух противоположных источниках. Личные принципы – это базовые христианские ценности.

– То есть, вы верующий человек? 

– Да. Я посещаю церковь, когда просит душа и необходимо сверить свой внутренний камертон.

  

 «Ведение новостей учит скромности» 

– Судя по профессиональным вехам, вы человек, который любит сложные задачи. Переезд в Киев в 2006 году был из разряда таких?

– В Харькове я поработала везде, где только возможно: радио, газеты, журналы, Интернет и, конечно же, ТВ. После того, как мне предложили работу на телеканале, который был последним среди тех, на которых еще не пробовала себя, поняла, что это последняя галочка. И уехала в Киев, о чем не жалела ни минуты. Многие мне говорили, что нужно было раньше уезжать. На самом деле, я считаю, что все приходит вовремя. Если бы сделала это раньше, то приехала бы с гораздо меньшим профессиональным багажом.

 

IMG_0540

«Телевидение и журналистика будут жить!»

  

– Есть вещи из репортерской жизни, за которыми сейчас скучаете?  

– Знаете, только журналистика позволяет пообщаться с очень  разными собеседниками – от фермера и до Президента. Мне очень не хватает этих встреч. Я больше десяти лет в профессии и подобных общений было очень много. Пришла к выводу, что чем выше положение человека, чем он серьезней и глубже, тем он проще. Скажем, начальник департамента какой-то обладминистрации может быть гораздо более пафосным, чем глава ООН. Меня приятно удивило, когда Пан Ги Мун подстраивался под нашу съемочную группу, мужественно выдерживал настраивание петлички. Многие чиновники на это реагировали бы по-другому, а генсек ООН реагирует на это нормально. 

Меня приятно поражает европейская аристократия, настоящая такая… Это фантастические люди. Вспоминаю встречу с единственной прямой наследницей Павла Петровича Скоропадского – Елена Павловна, которая живет в Швейцарии. Когда в 1918-м семья бежала из Украины, им удалось вывезти фарфоровый набор фамильной фабрики Миклашевских. Представьте, за голову Скоропадского обещают фантастическую награду, его знает в лицо каждый второй, а они пытаются вывезти семейную реликвию… Узнав, что мы из Украины, нам предложили выпить из него чай. Это было живое приобщение к истории. Какая другая работа такое подарит?

 

IMG_0719 

И такими телеведущие бывают 🙂

 

– Анастасия, чему учит работа телеведущей? 

– Журналист и ведущий – это один и тот же человек. Просто нужно открыть в себе новую грань. Информационное ведение учит скромности, у нас же не шоу-проект. Явная задача новостей – не отвлекать от информации, поэтому ведущий должен быть нейтральным. Честно говоря, я даже в жизни стала одеваться гораздо сдержаннее, ушла в более приглушенную гамму. Благодаря работе телеведущей прониклась всеми тонкостями этой профессии, включая владение голосом, дыханием, диафрагмой, а все это не так просто.  

– Часто приходится озвучивать далеко не позитивные новости, переживать трагические события вместе с героями. Как удается беречь нервы? 

Я по натуре не нервный человек и мне это очень помогает. Конечно, первые поездки в детдом – это безумно тяжело. Но за годы работы вырабатывается какой-то слой защиты. Тем не менее, бывает информация, которую читать даже физически тяжело. Например, дело Оксаны Макар. Когда это случилось, у нас не было картинки и мне приходилось все рассказывать. Помню, как тогда хотелось поменьше этих жутких подробностей, а они все падали и падали…

– Как проходит эфирный день телеведущей? 

В день эфира складывается впечатление, что ты попал в Бермудский треугольник, настолько быстро летит время. Утром я стараюсь пробежать 5-7 километровв спортзале или на свежем воздухе. Это задает ритм на целый день. Где-то к часу дня приезжаю на работу. Вместе с редактором смотрим инфоленты, обсуждаем верстку выпуска. С журналистами советуюсь по поводу подводок: что лучше вынести, а что утаить. Предварительное общение с собеседником, который выходит на прямое включение, также забирает время. Чуть меньше часа занимают грим и прическа. После выпуска – большое совещание с участием спортивной редакции и «Подробности неформат», поскольку мы работаем в одном информационном пространстве. Домой я могу уйти не раньше десяти вечера.

 

_DSC1620

Катание на лошадях – одно из увлечений Анастасии  

 

«Журналистам нужно читать. Много. И посещать музеи» 

– Анастасия, вот смотришь на вас и складывается впечатление, что вы практически идеальна. Какие у вас слабости? 

– Черный шоколад – слабость, которую я не могу побороть (улыбается. – Авт.) Перепробовала шоколад с добавлением томатов черри, перца, голубого сыра… Знаю все основные мировые марки шоколада. Побывав в Бельгии, открыла для себя малюсенький магазинчик в центре Брюсселя – официальный поставщик лакомства для королевского двора. Там фантастический шоколад!

– Знаю, что кроме шоколада очень любите органную музыку и катание на лошадях. А какие у вас еще увлечения? 

После Евро-2012 влюбилась в футбол. Теперь хожу на все матчи сборной и матчи с участием Металлиста. Люблю посещать музеи. В Милане находится картина, к которой я возвращаюсь каждый год – это «Тайная вечеря». Смотришь на картину и понимаешь, что здесь даже малейший наклон головы несет глубокий тайный смысл. По глазам, жестам, позам ты видишь реакцию Апостолов на слова Иисуса: «Один из вас предаст Меня».

IMG_0801

«После Евро-2012 влюбилась в футбол. Теперь все матчи сборной смотрю на стадионе» 

 

– В одном из интервью вы рассказывали, что прогуливаясь с коляской, мама читала вам стихи Ахматовой, Цветаевой. Поэзию полюбили?

– Благодаря этому практически всю Цветаеву я могу читать до сих пор. У меня мама сама пишет стихи, очень любит поэзию Серебряного века. Вообще рекомендую журналистам читать стихи, они позволяют прочувствовать язык. Вы научитесь владению словом, мелодике, ритму, в коре головного мозга будут создаваться устойчивые связи между словосочетаниями, звуками. 

Я достаточно много читаю. Например, с современной украинской литературой меня познакомил мой коллега, талантливый журналист Руслан Ярмолюк. Матиос, Жадан, Лыс, Дереш, Дашвар – все это перечитала по его рекомендации. 

Журналисту необходимо читать. Ведь когда вы приезжаете на съемку, еще ничего не знаете, нужно проникнуть в это событие, прочувствовать его кожей, узнать, как оно дышит. А это чувство воспитывается качественной литературой.

DSC02671

Будущая украинская телезвезда родилась в Латвии 

 

– Также нужно постоянно учиться. Вы были одним из спикеров Международного Форума «Новомедиа». Насколько полезны такие события для наших коллег? 

– Конечно, полезны! Я сама ходила на многие форумы. Нужно «вариться» среди коллег, выходить за пределы своей кастрюльки, смотреть, что «варят» в других. Когда мы с Володей (Владимир Андриевский, ведущий «Подробности». – Авт.) побывали на вашем Форуме, мне еще больше «Новомедиа» понравилась. Мероприятие хорошо организовано. Атмосфера у вас светлая такая, добрая. Спасибо вам за то, что вы делаете!

79725462a42b675a84fc7993731a924b_500_0_0

Анастасия Даугуле с коллегой Владимиром Андриевским на Форуме “Новомедиа”

 

– Анастасия, спасибо за приятные слова! В завершение вопрос, который не могу не задать: традиционное телевидение жить будет, учитывая развитие интернета? 

– Несколько лет назад у меня был период внутреннего опасения, что у нас вымирающая профессия. Но сейчас убеждаюсь, несмотря на то, что каждый человек что-то может отснять, прокомментировать и выложить в Интернет, ТВ, и журналистика никуда не денутся. Потому что грамотно собрать информацию – это серьезная работа. Людям будет всегда интересно понимать, что происходит в мире. Ведь мы с вами в чем-то работаем на инстинкты безопасности человека. Если он владеет информацией, он защищен.

Будут меняться технологии – они станут более современными, мобильными, интерактивными. Нам, журналистам, останется привыкать к новым гаджетам.

Но в будущее я смотрю исключительно с оптимизмом! 

Спасибо за общение!


Зоя Никитюк для “Новомедиа”