Джон Йемма с 2008 года возглавляет газету Christian Science Monitor. В течение 20 лет работал журналистом отдела политики в газете Boston Globe. Он рассказывает как отказавшись от производства ежедневной печатной версии, редакция избежала краха и добилась стабильной прибыли.
Бостонская газета Christian Science Monitor (CSM), издание с вековой историей, в марте 2009 года фактически перестала существовать как печатное СМИ, ограничившись выпуском воскресного альманаха. Весь остальной контент в течение недели выкладывается в Сеть. Редакция завершила 2008 год с убытком в 19 миллионов долларов, а церковь Church of Christ, Scientist, покрывавшая редакционные расходы CSM, значительно сократила инвестиции.

– Сегодня это типично для рынка ежедневных газет. Вам пришлось включить режим максимальной экономии?

– Да, и небольшому изданию особенно сильно бьют по карману расходы на распространение. Наши 50 тысяч подписчиков живут в разных регионах по всей стране. Они получали газету по почте, услуги которой стоят дорого, а надежность оставляет желать лучшего: зачастую свежий номер газеты приходил с опозданием на один день.

– Вы перешли с печатной версии на сетевую. Выиграл ли от этого контент?

– Выигрыш огромный. Онлайн-журналистика не только позволяет нам быть оперативнее, но и предоставляет возможность использовать более многообразные формы презентации нашего контента. Онлайн-журналистика – это нечто органическое, то есть она обеспечивает возможность и читателям косвенно участвовать в процессе подготовки материалов.

– Однако сетевые СМИ часто упрекают в том, что содержание интернет-публикаций поверхностное.

– Причина в том, что газетчики приходят в интернет-журналистику неподготовленными, непонимающими ее особенностей. То же самое происходило раньше с радиоведущими, которые переходили на телевидение. Замерев, они стояли перед камерой и наговаривали текст. Необходимые для живого восприятия телевизионной картинки мимика, жестикуляция – все это поначалу отсутствовало.

– Газета Christian Science Monitor известна прежде всего своими аналитическими и справочно-информационными статьями. Бывший канцлер Германии Гельмут Шмидт часто цитировал выдержки из ваших статей. С переходом к онлайн это не исчезло?

– Большинство таких публикаций мы печатаем в нашем воскресном номере, который теперь выходит в формате журнала. Несмотря на то что интернет теоретически предоставляет неограниченное место для текстов, статьи должны быть, скорее, более короткими, чем в газете. Читатель в Сети более мобилен, он перепрыгивает с сервера на сервер.

– Но возраст ваших читателей в среднем составляет 64 года. Вы не опасаетесь потерять б?льшую часть аудитории?

– 90 процентов подписчиков нашего бывшего ежедневного издания переоформили подписку на воскресный журнал, и уже этот факт внушает оптимизм. Более того, у нас появилось уже 6 тысяч новых подписчиков. В планах редакции – увеличить их общее число еще на несколько десятков тысяч с помощью интернет-издания.

– То есть вы используете онлайн-издание как инструмент вербовки подписчиков на бумажный журнал?

– Нет, наша стратегия – это Web first (“сначала интернет”). Большинство наших творческих задумок связаны с онлайн-контентом. В 6 часов утра ежедневно все наши журналисты получают электронное сообщение, в котором содержатся статистические данные по посещаемости сайта за прошедшие сутки. Затем на нашей утренней планерке в 10 часов мы анализируем эти данные: насколько удачны были заголовки, своевременно ли появилась статья на сайте, может быть, вместо оперативной заметки следовало без спешки подготовить аналитический материал…

– Ваши сотрудники успешно освоили приемы работы в новом СМИ?

– Несколько сотрудников, которые не хотели перестроиться, ушли на пенсию. Все остальные работают по новым стандартам. Я, по крайней мере, очень доволен качеством и наших онлайн-публикаций, и статьями в воскресном журнале.

– За последние 20 лет ваш тираж сократился на три четверти. Получается, что стратегия Web first, которую вы преподносите как авангардную, – ваш последний шанс. Но ведь эта стратегия все же оборонительная…

– Стратегии, принятые на вооружение другими газетами, еще более пассивны: часть журналистов увольняют, а оставшимся платят меньше. Наша же комбинация из интернет-издания и воскресного печатного журнала ориентирована на перспективу. Ведь это очевидно, что у людей нет времени на ежедневное чтение газет, – именно так объясняли большинство наших подписчиков причины отказа от дальнейшей подписки. Зато в выходные они с удовольствием посвящают часть времени чтению более детальных, объемных материалов. Даже New York Times сейчас агрессивно раскручивает подписку на свой еженедельник, выходящий в выходные.

– Каковы перспективы развития ежедневной периодики – газет?

– Они невелики. В средних по размерам городах США газеты уже в течение одного – двух лет полностью перейдут к сетевым версиям. Разве что кроме воскресных изданий и бульварных таблоидов, которые продают в метро. Печатная журналистика попросту теряет смысл: вырубаются леса, льются тонны типографской краски, работают печатные станки – и все это ради того, чтобы продукт через день превратился в макулатуру…

mediasprut