Активность нашего собеседника с первых строк его досье неподдельно удивляет: руководитель информационного служения в церкви, которая насчитывает около 50 тысяч прихожан, более 35 лет служит пастором и имеет 45 лет стажа занятия фотографией. Кроме этого, он регулярно проводит обучающие семинары по христианской коммуникации, а, по мнению коллег он— яркий оратор, талантливый организатор, с выдающейся работоспособностью, который постоянно трудится над собой. 

Об опыте работы отдела информации Украинской унионной конференции церкви АСД с общественностью, СМИ и людьми внутри церкви, а также о роли информационного служения в современном мире рассказал для сайта Ассоциации «Новомедиа» руководитель отдела информации церкви АСД Юрий Кузьменко.

Телеканал «Надія», издательство «Джерело життя», РТЦ «Голос надії» и официальный сайт церкви Адвентистов седьмого дня – довольно известные медиа-ресуры в Украине.

Но за их функционированием стоит целая система и немало усилий отдела информации Украинского униона церкви АСД.    

Итак, немного фактов. Украинский унион Адвентистов седьмого дня включает 9 региональных объединений, каждое из которых имеет свой отдел информации. Примечательно то, что к руководителю такого отдела, кроме всего прочего, выдвигается требование иметь «непреодолимое желание работать в информационной сфере».

Работа центрального офиса с регионами построена по принципу взаимосвязи, при чем, на регулярной основе. Так, главный офис обучает, оснащает и мотивирует репортеров в поместных общинах церкви АСД. Кроме этого, проводится регулярное обучение девяти региональных руководителей в течение года: два однодневных занятия в Киеве, ежегодный летний трехдневный форум «Дни информационных технологий — ITDays». А от поместных общин центральный офис получает новости церковной жизни.

 — Юрий Григорьевич, скажите, какие приоритеты вы ставите в работе отдела информации? Что является, на ваш взгляд, первоочередной задачей, а что имеет второстепенный характер?

— Поскольку общественное мнение об адвентистах и других христианах, созданное при советской атеистической власти, все еще остается в лучшем случае нейтральным, а иногда даже открыто враждебным, и ярлык «сектанты» некомпетентные авторы нередко применяют и к нам, то приоритетным направлением деятельности отдела информации считаю формирование общественного мнения и установление мостов доверия между обществом и Адвентистской церковью. Известно, что сегодня приток новых людей в церкви невысокий, и это связано со многими причинами, которые мы изучаем и начинаем понимать. Поэтому первоочередной задачей отдела информации считаю необходимость работы с предубеждениями людей. Всякая же другая, даже явно полезная церковная деятельность, получается второстепенной, поскольку не дает желаемых результатов, пока общество не освободится от своих стереотипов.

 — Отдел информации, в том числе, помогает другим служениям при церкви. Каким образом это происходит?

— У отдела информации и у других отделов, с моей точки зрения, совершенно разные   функции. Если большинство церковных отделов видят перед собой задачу объединять соответствующие возрастные группы, поддерживать их, обучать и мотивировать к благовестию, то перед отделом информации стоит другая задача. Она чем-то похожа     на миссию Иоанна Крестителя, о деятельности которого сказано в Писании «Всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся, и неровные пути сделаются гладкими» [Ис.40:4]. Величайший из пророков готовил общественное  мнение, готовил «путь Господу» [Матф. 3:3]. И поэтому самая лучшая помощь отдела             информации другим служениям — это подготовка почвы для последующего духовного посева.

 — Что делает инфоотдел АСД для создания положительного имиджа церкви в глазах общественности?

— В нашем отделе выработаны практические рекомендации для поместных церквей под названием: «Церковь, PR и формирование общественного мнения». И общины, руководствуясь этими рекомендациями, проводят различные мероприятия и акции, например, посвященные Дню некурения, также познавательно-развлекательные программы для детей «Країна здоров’я», а для молодежи — «Неделя ужасов», где рассказывается об ужасах наркомании, алкоголизма, абортов, и далее сообщается о глобальном ужасе, когда человечество распяло Иисуса Христа — Творца и их Спасителя. Участвуют музыкальные коллективы в мероприятиях ко Дню города (Бровары), проводятся программы, посвященные Дню победы (Киев) и т.п. Статьи о многих таких социально-полезных мероприятиях размещаются на официальном сайте нашей церкви. Региональные отделы информации в канун особых церковных событий, имеющих значимый информационный повод, проводят пресс-конференции (Одесса, Днепропетровск).

 — Почти за 3 года отдел информации под вашим руководством довел посещаемость сайта униона до 500 хостов в сутки. Что именно вы предпринимали для этого?

— Да, действительно, за последние годы эти показатели возросли более чем на порядок. В выходные дни число ежесуточных хостов уже достигает и 700, и 800. И мы на этом не останавливаемся. Думается, что это результат деятельности всех работников нашего отдела в Киеве и на территориях. Мы используем известные способы продвижения и раскрутки интернет-ресурсов, но считаю, что пока недостаточно. Видимо, контент играет не последнюю роль. Также попытка понять и ответить на потребности нецерковной и церковной аудитории. Возможно, привлекает читателя постоянное обновление информации. У нас почти каждый день публикуются новые сообщения о жизни поместных церквей, статьи, проповеди и т.п.

 — Вы также координировали создание сети сайтов региональных объединений церкви. В чем именно состояла эта работа?

— Как уже было мною упомянуто, у нас существуют пока четыре региональных сайта, готовятся и тестируются еще два ресурса и есть не менее пятнадцати сайтов общин и даже некоторых членов церкви. Мы с владельцами действующих или создаваемых ресурсов обсуждаем вопросы, которые нужно учитывать в таких случаях – кто его читатели, цели и задачи ресурса,  наличие команды, предполагаемый контент, его количество и качество, др. Что касается дизайна, то у нас есть профессиональные специалисты, и тогда я слово передаю им. Известно, что «если нас нет в Интернете, — нас нет вообще!». И вместе с тем, чтобы не создавать в Интернете антирекламу церкви, мой ответ на вопрос о создании новых сайтов таков: «Спешить нужно — медленно!».

 — Согласно видению и миссии отдела информации АСД, каким образом освещаете качества жизни в Иисусе Христе для неверующих людей?

— Эта часть работы у нас по приоритетности пока считается второй и еще недостаточно организована, но кое-что мы уже предприняли. Ввели на сайте рубрики «Інтерв‘ю» и «Статті/роздуми». Публикуемые в этих разделах материалы о духовных достижениях верующих теперь доступны и для неверующих посетителей сайта.

 — Как строите отношения со светскими СМИ? Какого рода информацию им подаете?

— Со светскими СМИ пытаемся строить отношения на принципах уважения, понимания и сотрудничества. В одних регионах Украины связи с этими СМИ остаются еще в планах, в других же — имеем хороший опыт такого сотрудничества, когда представители информационного служения из церкви поддерживают контакты с десятками городских СМИ. В светские СМИ подаем информацию, находящуюся в зоне интересов и церкви, и общества.

 — Были ли случаи негативного освещения информации об АСД? Как реагировал отдел информационного служения на такие инциденты?

— Да, к сожалению, были в Днепропетровске, Зуевке и Мариуполе Донецкой обл., Немирове Винницкой области. Наши журналисты провели расследования. Написаны апологетические материалы и направлены в СМИ, негативно представившие адвентистскую церковь. Велись переговоры с этими СМИ на предмет объективного отражения ситуаций. После их отказа подать и другую точку зрения, статьи о предвзятых и, возможно, заказных журналистах по каждому случаю были опубликованы на десятках разных нецерковных сайтов. Информационное сражение, кажется, выиграли, но войну — нет! Понимаем, что необходим основательный антикризисный PR Церкви.

 — Как отдел информации ведет работу с местными органами власти?

— Представительство церкви Адвентистов седьмого дня перед органами власти, обычно, выполняет пастор в общине, первый руководитель в конференции и также на уровне униона в Киеве. Власти хотят иметь дело с главными людьми в церкви. Поэтому отделу информации остается возможность параллельной коммуникации с местными или районными руководителями. Например, в Черновцах на День города в октябре этого года (604 годовщина со дня основания) около 200 чиновников получили от адвентистов книжные подарки.

 — Вы лично проводите мастер-классы по христианской коммуникации. Расскажите подробнее.

— Это обычно лекции о журналистских жанрах, об основных правилах написания статей, о редактировании текстов. Также лекции о фотожурналистике, в частности,  репортажной фотосъемке. Это важно, потому что и текстовые, и фотоматериалы, которые создаются для современных СМИ, должны быть хорошего качества. Требования высокие, и мы стремимся к этим вершинам.

 — Ваши пожелания руководителям информационных отделов других церквей.

— Прежде всего, искренно полюбите это служение. Далее, определите и постоянно держите в фокусе цель вашего отдела информации. Помните, что цель всегда лежит за пределами деятельности. Время от времени давайте себе отчет не о количестве выполненных промежуточных задач, а об успехах и достигнутых результатах в целом. И наконец, непрерывно совершенствуйте свои знания и опыт в этом служении, повышайте свой профессионализм, и Господь благословит вашу миссию как миссию Иоаннов Крестителей XXI столетия!

 — Спасибо за беседу.

Вопросы задавала Анна Остапец.

Пресс-центр “Новомедиа”