Будущее – за газетами компактных размеров, однако издателям нужно серьезно подумать об оптимизации своих стратегий прежде, чем они поспешат менять формат. Такой совет дал Jim Chisholm, консультант по стратегиям Всемирной газетной ассоциации (WAN), выступая в Вашингтоне на конференции Американской газетной ассоциации (NAA) «Бесплатные против платных, таблоиды против полноформатных газет».

«Да, компактный формат – это хорошая идея. Читатели десятилетиями просят издателей широкоформатных газет изменить их формат, – отмечает Chisholm, возглавляющий проект «Формируя будущее газет» (SFN) Всемирной газетной ассоциации. – Но очень важно не торопиться и обдумать все возможности и проблемы, которые встают перед издателями при подобных переходах».

В своем выступлении Chisholm проанализировал результаты последних двух лет, за которые более 60 ежедневных газет из разных стран мира перешли на компактные форматы. Многие планируют последовать их примеру или уже находятся в процессе форматной конверсии.

Взрыв форматных конверсий был вызван успехом лондонской «Independent», которой после смены формата удалось повысить свои продажи на 20%.

«Лишь немногим газетам удалось добиться в результате перехода на компактный формат значительного или продолжительного прироста тиража. У многих складывается сложная ситуация с рекламой. Выпуск таблоида означает отказ от раздельных тетрадок, а уменьшение размера полосы создает целый ряд сложностей при размещении рекламы, не последняя из которых – уменьшение коммерческой площади полосы», – рассказывает Chisholm.

Chisholm считает, что, с учетом новых печатных технологий, оптимальным решением для издателей может стать переход на формат Берлинер.

Этот формат представляет собой нечто среднее между полным (широким) форматом и таблоидом, и при этом позволяет выпускать газеты с теми же печатными спецификациями, что и у широкоформатных газет. Это означает, что в газете можно сохранить раздельные тетрадки. Если сложить полосу формата Берлинер пополам, получается продукт формата, близкого к A4. Совсем недавно о своем решении перейти на формат Берлинер заявили британская «Guardian» и американская «Lafayette Courier» (группа «Gannett»). Обе газеты недавно приобрели у MAN Roland новые печатные машины.

«Берлинер давно пользуется большой популярностью на многих европейских рынках, однако издатели слишком стремятся уменьшить размер своих газет, вместо того, чтобы подумать о его оптимизации, – отмечает Chisholm. – Берлинер также позволяет выпускать издания формата A4, которые в последнее время становятся все популярнее и, на мой взгляд, могут стать следующим серьезным трендом в газетном дизайне».

WAN занимается изучением феномена форматных конверсий в рамках проекта «Формируя будущее газет» (SFN), идентифицирующего, анализирующего и популяризирующего все значимые достижения и возможности, способные принести выгоду газетам по всему миру.

Последнее исследование легло в основу недавно опубликованного стратегического доклада SFN «Феномен форматных конверсий». В докладе анализируются причины форматных изменений, а также связанные с ними возможности и риски. Первая презентация доклада состоится в рамках международной конференции «Редактор и маркетолог», которая пройдет в Афинах, Греции, в ноябре этого года (дополнительную информацию вы можете найти здесь…).

Послушать выступления Джима Чишолма / Jim Chisholm вы также можете в рамках мероприятий деловой программы выставки-конференции «Издательский бизнес / Publishing Expo 2005», которая пройдет 27-29 сентября 2005 г. в ВК «Экспоцентр».

В рамках конференции по вопросам редакционных технологий предусмотрен доклад «Феномен смены форматов». На семинаре по вопросам продаж рекламы в прессе предусмотрено выступление, посвященное вопросам эффективности рекламы в прессе и медиа-планированию. Подробнее об этих и других мероприятиях в рамках выставки-конференции смотрите на сайте – www.press-expo.ru.

Вашингтон (округ Колумбия) – Москва, 12 сентября 2005 года

Всемирная газетная ассоциация (WAN)