«Справочник журналиста и руководителя СМИ» должен оказаться на столе руководителей редакций уже в этом году. К такому решению пришла Комиссия Общественной палаты по коммуникациям, информационной политике и свободе слова в СМИ на заседании 20 октября. Свести воедино юридические регламенты, в зоне действия которых протекает ежедневный труд журналиста, — главная задача издания. В справочнике много «картинок из жизни». В частности, приведены типичные ошибки журналистов и редакторов при публикации материалов.

 

«Это своего рода инструкция для корреспондентов, редакторов, руководителей СМИ, как себя вести в правовом пространстве, чтобы к ним не было предъявлено претензий, чтобы дело не доходило до суда», – говорит автор справочника, член Общественной палаты РФ Павел Астахов. По его мнению, сложилась опасная тенденция, когда журналистское расследование может подчас обернуться для газеты разорением, а для журналиста – уголовным преследованием. «Вместо того, чтобы стимулировать журналистов свободой, чтобы развязать им руки при объявленной борьбе с коррупцией, их пугают: осудим, посадим, разорим!» — заявил П. Астахов.

Вторым вопросом заседания стало обсуждение новой редакции Закона РФ «О средствах массовой информации», которую предложили его авторы Михаил Федотов и Юрий Батурин. Каждое выступление по этому вопросу начиналось со слов благодарности авторам за основательную работу. Замечания к новой редакции можно было поделить на два типа: редакционные «блохи» и концептуальные вопросы, например извечный – как отличить эротику от порнографии.

«Возлагать на лицо, публикующее программы теле- и радиопередач, обязанности указывать какие программы носят эротический характер, нельзя», — заявил президент ИД «7 Дней», зампред Комиссии по СМИ Дмитрий Бирюков, комментируя 37-ю статью новой редакции: «Лицо, публикующее программы, сетку телеканала не составляет, а приобретает телепрограмму в готовом виде. Включение каких-либо изменений в сетку программ будет являться нарушением авторских прав составителей. Кроме того, определить лицо, публикующее программы, какие из них носят эротический характер, технически невозможно, поскольку оно не знает содержания этих программ». Председатель Комиссии по СМИ, Павел Гусев заметил, что в новой редакции не уточняется, кто именно должен определять, носят ли программы эротический характер, и что можно считать «эротической сценой». По его словам, пункт, обязывающий производителей программ и фильмов указывать, для какой возрастной группы они предназначены, обязательно должен появиться в обновленной версии закона.

Руководитель Информационно-аналитического центра Национальной ассоциации телерадиовещателей обратил внимание наапутаницу в понятиях телеканал, поскольку этот термин употребляется в двух случаях: как СМИ и как способ распространения СМИ. Он также высказал идею о том, чтобы классифицировать телеканалы как государственные, коммерческие и общественные способы передачи информации.

Члены Комиссии обратили внимание на отсутствие санкций за неисполнение требований закона. «Повисают декларации, если нет упоминания о наказании, — заявил главный редактор „Комсомольской правды“, член ОП Владимир Сунгоркин. Он призвал ужесточить ответственность за воспрепятствование журналисткой деятельности. — Да, редакция имеет право запрашивать, а если их посылают? Наказание якобы предусмотрено, но практика говорит об обратном». Разработка соответствующих изменений в Кодекс об административных правонарушениях и Уголовный кодекс, должна, по мнению участников заседания, появиться одновременно с новой редакцией, поскольку без сопутствующих изменений в другие законы, поправки работать не будут. Все предложения, которые прозвучали на заседании, будут обобщены и представлены от Комиссии в рабочую группу Госдумы на следующей неделе.

В ходе дискуссии члены Комиссии также обсудили работу СМИ в условиях финансового кризиса. Несмотря на то, что в поиске информации люди больше стали покупать прессу, масштабные угрозы для СМИ, по мнению собравшихся, — еще впереди. Это и сокращение рекламных бюджетов, и проблема с закупкой бумаги, и увольнения сотрудников. В этой ситуации частные издания, особенно в регионах не смогут выжить самостоятельно. Члены Комиссии намерены обратиться к Министру связи и массовых коммуникаций Игорю Щеголеву с просьбой собрать в Министерстве руководителей периодических изданий и телеканалов, чтобы совместно выработать меры для предотвращения кризиса в медиасфере. Пресс-служба Общественной палаты