Много воды утекло с того дня, когда евангелисту Луке рассудилось по порядку описать некоему Феофилу земную жизнь Христа. В те далекие годы он прибегнул к самому современному методу передачи важной информации – письму.

Столетиями ничего существенно не менялось, разве что был изобретен печатный станок, облегчивший труд писцов, да примитивная иконопись сменилась достижениями художественного искусства, потрясающими своей красотой и поныне. И все же христианство всегда было в голове, а не в хвосте прогресса. Именно для печати Библии изобретали станки, и именно библейские сюжеты лежат в основе большинства мировых шедевров составляющих сегодня жемчужины музейных коллекций. Двадцатый век внес существенные коррективы, предложив миру радио, киноиндустрию и телевидение. Проповедь слова Божьего, как впрочем и проповедь иных взглядов осуществлялась все чаще с использованием визуальных эффектов. Музыка дополняла картинку, заставляя зрителя плакать там, где нужно, и где нужно, смеяться. Светские идеалы наравне с идеалами религиозными стали вдохновлять создателей книг, фильмов и музыкальных программ, сначала догнав, а потом и опередив их по количеству. Так рождалось то, что сегодня мы называем массовой культурой. Именно рождение и становление массовой культуры стало началом постхристианской эпохи, в которую мы живем. И речь вовсе не о том, что христианство сошло с мировой сцены, но даже само слово «сцена» звучащее в этом предложении вполне гармонично, говорит нам о том, что моралью мира давно уже правит шоу-бизнес. На протяжении XX века христианство волей или неволей было втянуто в информационную войну, целью которой было влияние на общественную мораль. Такие жанры кино, как боевик, фантастика и ужасы интересовали молодое поколение больше, чем безупречный, с точки зрения кинематографа, но менее интересный по спецэффектам фильм Паоло Пазолини «Евангелие от Матфея». Были и несомненные победы, к которым можно отнести снятый в 1959 г. «Бен-Гур», получивший 11 (одиннадцать!!!) оскаров. Этот фильм и поныне производить сильное впечатление на зрителя. Еще были «Иисус из Назарета» Франко Дзефирелли и ряд менее известных сегодня, но хорошо воспринятых в свое время фильмов. Но все же их было меньше. Церковь понимала, что соперничать с шоу-бизнесом, живущим по своим, в большей степени коммерческим законам невозможно. Если не считать пример фильма «Иисус», который был снят и реализован вопреки всем законам шоу-бизнеса, и тем самым достиг массового зрителя, других успешных проектов созданных под эгидой церкви не было. Самым эффективным считалось проповедовать веру людям из Голливуда, чтобы уже они меняли шоу-бизнес. Надо отметить, что в этом направлении к концу XX в. и началу XXI в. были достигнуты определенные успехи. Мел Гибсон вопреки скептическим оценкам пробил своим блокбастером «Страсти Христовы» стену игнорирования религиозной тематики в кино. Сегодня библейских фильмов снимается значительно больше, чем в ушедших 90-х. И это достаточно добротное кино, с неплохим актерским составом. Но как бы то ни было, оставалась одна большая проблема – кино было уделом единиц. Не все мы киномагнаты, и не все можем говорить с экранов телевидения. Для рядового христианина оставалась единственная возможность нести благую весть – проповедь. Конечно, она всегда была и будет наиглавнейшей формой передачи информации о Христе, но к в добавок к этому многие христиане не упускали возможность сводить своих друзей на очередной фильм или дать диск группы, поющей о Боге. Кто-то, объединившись с друзьями, выпускал христианскую газету или журнал, кто-то печатал книги. И все же в глобальных масштабах мир вырвал пальму первенства и крепко удерживал ее. До XXI в. голос церкви и отдельно взятого верующего звучал приглушенно. Что же изменилось? Многое. Самое главное – ушло время магнатов и вещателей. Популярнейший во всем мире портал «YouTube» так и заявил: «Теперь ты вещатель!» Великан массовой культуры, словно Голиаф перед Давидом понял, что конец его близок. Никто не мог предположить, что удар по этому исполину нанесут подростки с мобильным телефоном, имеющим функцию видеокамеры и выходом в интернет. Массовая культура, родившая век информации сама стала заложником этого века – новость, снятая на мобильник, доходит до зрителя в несколько раз быстрее работы профессионального оператора и монтажера. Поняв это, многие мировые издатели новостей изменили формат вещания, допустив низкокачественную съемку мобильным телефоном – иначе не выдержать конкуренции интернет-вещания. Наряду с этим, сфера влияния на вкусы, привычки и ценности людей переместилась с музыкальных площадок, кинозалов и страниц глянцевых журналов в интернет. Тут есть все возможности: тексты, фото, видео, музыка и т.д. Причем, за скоростью, с которой в сети освещается любой информационный повод, не может угнаться ни один магнат. На смену киномагнатам пришли магнаты сетевые. В отличие от своих старших коллег, они делают ставку не на продукт, а на предоставлении каждому возможности делать продукт собственный, неважно, какого, он качества. И компания «YouTube» в этом плане не одинока. Мы хотим осветить лишь некоторые наиболее раскрученные в сети площадки, где любой может построить свою «кинокомпанию», «программу новостей» или авторскую страницу. Начнем с музыки. Сегодня нет уважающей себя группы, которая не открыла бы собственной странички на портале MySpace.com и не увеличила бы через это число своих слушателей. Тут есть возможность разместить свои песни, видео и тексты, при этом не нужно обладать способностями создателя сайта. В прошлом номере мы печатали интервью с группой Regnum, музыканты поведали, что они давно уже ведут свою страничку на MySpace.com, и она работает намного эффективнее их официального сайта. Разумеется, что подобные порталы открыты не только для музыкальных коллективов. Один мой знакомый по имени Иван подобным образом проповедует, размещая видео выступлений небольшой труппы актеров пантомимы. Каждое свое выступление он снимает на любительскую камеру, а вечером размещает в сети. По словам Ивана, в сети у него намного больше зрителей. Портал Mail.ru в борьбе за посетителей разработал целую систему общения и вещания. Наряду с обычными посетителями частыми гостями блогов (раздел портала, где посетители ведут и обсуждают записи и дневники) являются знаменитости. Тут им можно задать любой вопрос и получить ответ. Наряду с известными каналами, вещающими он-лайн и офф-лайн, свои видеосюжеты может размещать любой посетитель портала. Этим с большим энтузиазмом пользуются проповедники свободного секса и мусульмане. Причем создается такое впечатление, что у последних разработана целая программа проповеди идей ислама через популярные каналы интернет. В основном этим занимаются женщины и девушки, исповедующие ислам, причем они делают свою работу в сети с таким же постоянством, как и совершают намаз – несколько раз в день. Христианское сообщество на том же Mail.ru немаленькое, но системная работа, пока только набирает темпы. Такие известные протестантские каналы как ТБН-Россия и CNL уже работают в сети. Первый замечен на YouTube.com и Corbina.tv, второй на Mail.ru. На базе служения «Живая вера» более года существует съемочная группа новостей, в которой мне поручена должность редактора. На своей странице портала Mail.ru я разместил около десятка новостных роликов и клипов. Ежедневно кто-то просматривает это видео. Если же есть желание поиграть в мецената или магната, то по смс за 35 рублей можно добавить свой ролик на главную страницу портала. Мой опыт был таков: за 105 рублей я «купил» более 1000 зрителей. Для начинающего «проповедника» по-моему неплохо. И не нужно закладывать баснословный бюджет в создание очередного блокбастера – снятое на мобильный телефон выступление воскресной школы (только не забудьте, спросить на это разрешение в церкви) могут увидеть не только прихожане, а люди со всех концов страны и мира. Думаете, им это будет неинтересно? Еще как интересно! Я читал восхищенные отзывы на видео детского хора, размещенное неким Павлом из Эстонии. Вы пишете стихи? Отлично! Но как часто удается их кому то прочесть? На сайте stihi.ru вы найдете не только благодарного читателя, но и здоровую критику, которая поможет отточить стихотворное мастерство и прославлять Христа на более высоком уровне. Пишите только прозу? Срочно вынимайте ее из ящика рабочего стола. Для вас Бог открыл портал proza.ru. Мир должен услышать ваш роман, повесть или короткое эссе. Если же вам проще вести дневник, рассказывая, что сегодня Бог сделал в вашей жизни, то для вас огромное количество блогов. Я был очень благословлен, когда размещая видео, фото и статьи в интернете познакомился с христианами из Калининграда. Оказалось, что они переехали туда из Кемерово, специально для того, чтобы быть ближе к Европе и совершать миссионерские поездки в Германию. Сегодня их миссионерский опыт мы оформляем в материал для ближайшего выпуска газеты. Вот так можно вещать о позитивном примере читателям по всей стране. Потратив на это несколько минут работы за компьютером, ребята получили аудиторию в 14 тыс. человек. Видимо мусульмане, язычники, скин-хеды, гомосексуалисты и др. давно уже поняли, что эту нишу нужно как можно скорее занимать, чтобы, отняв рупор у массовой культуры, проповедовать свои идеи и догмы мобильнее и оперативнее, чем когда бы то ни было в истории. Помните, что мы утверждали в начале этой статьи? Христиане ни когда не были в хвосте прогресса, а всегда шли в голове. Давайте не будем нарушать эту традицию и сегодня, в век, который кто-то назвал пост-христианским. Сергей СТРОКОВ, Общероссийская газета “Живая вера”, №01, 2008 г.