На петербургском рынке появился журнал на DVD, зарегистрированный как периодическое СМИ. DVD-журналы могут стать популярным источником информации и эффективным рекламоносителем.

В связи с распространением воспроизводящих устройств DVD сейчас – один из самых прогрессивных носителей. “Начинают появляться новые журналы на DVD, но, как правило, это разовые выпуски, аналоги альманахов, и видеожурнал не зарегистрирован как СМИ, – отмечает Александр Кротов, продюсер видеожурнала на DVD “Гости” и программный директор петербургского филиала телеканала MTV Россия. – Чтобы видеожурнал был именно журналом, его нужно зарегистрировать и он должен быть периодическим изданием”.

Если предприниматель решил делать видеожурнал, лучше если для этого найдутся предпосылки. Например, Александр Кротов считает, что человеку, не имеющему отношения к телевидению, сложновато затевать подобное мероприятие, однако это возможно. На петербургском рынке достаточно компаний и предпринимателей, которые зарабатывают на предоставлении оборудования, возможности видеосъемок и монтажа. В связи с этим, так как вся работа происходит на “чужой территории”, арендовать офис необязательно.

Но если открывать видеожурнал с целью заработать, все же лучше создать редакцию, в которой также будут находиться рекламный отдел и бухгалтерия. При этом надо помнить, что в отличие от многих других видов бизнеса видеожурнал рассматривается также как способ донесения информации.

“Мы рассматривали видеожурнал как аналог полиграфического издания, однако по сравнению с печатным СМИ масштабы журнала на DVD все же меньше”, — отмечает Александр Кротов.

Шаг 1. Аудитория, концепция и формат

Исходя из расчета на аудиторию надо определить концепцию видеожурнала и придумать темы, которые будут освещаться в видеоматериалах. В общем видеожурнал может быть на любую тему: о моде, спорте и т.д. Например, у ООО “Гости”, около года назад начавшего выпускать видеожурнал с отчетами о вечеринках и светских мероприятиях, в стадии разработки журналы на DVD “Гости двух столиц”, видеожурналы для молодежи, любителей активного отдыха и про автомобили.После того как концепция видеожурнала найдена, надо определиться с форматом подачи видеоматериала. ООО “Гости” выбрало клиповый стиль, вместо закадрового текста — современная танцевальная музыка. В этом случае видеоизображение является фоновым: человек может заниматься своими делами, поглядывая на экран, но в любом случае видео должно быть интересным и запоминающимся.

Шаг 2. Сотрудники

Достаточно одного оператора и режиссера в одном лице и одного монтажера, который может быть еще и режиссером монтажа. Но может понадобиться и корреспондент для работы с микрофоном или ведущий. Один выезд оператора в среднем стоит $100-150. Оплата работы зависит от времени суток и дня недели. Например, если оператор работает ночью в выходной день, его услуги будут стоить дороже. Смена монтажа оценивается примерно в $150, работа режиссера монтажа — $100, корреспондента — $50. Все эти расходы надо умножить как минимум на количество сюжетов, которые выйдут в одном выпуске видеожурнала. Монтаж и запись DVD-“мастера”, с которого будут делаться копии, оплачивается отдельно — еще $250. Также важно графическое наполнение видеожурнала и оформление обложки наряду с названием и фирменным стилем. От уровня сложности графики зависит стоимость услуг дизайнера. В среднем 1 секунда графического оформления видео стоит около $100.

Шаг 3. Привлечение рекламодателей

Нужно нанять не менее двух менеджеров по рекламе, которые будут работать за проценты. “У нас два менеджера по рекламе, — рассказывает Александр Кротов. — Сначала они столкнулись с тем, что потенциальным рекламодателям сложно было объяснять, что за СМИ представляет собой видеожурнал. Поэтому многие хотели проследить, станет ли издание успешным, и уже потом решить, давать в нем рекламу или нет. Сейчас у нас гораздо больше рекламодателей”. Кроме самого видеожурнала рекламоносителем является обложка диска.

Шаг 4. Тиражирование

На рынке тиражирования дисков есть несколько игроков. Одни предоставляют весь комплекс услуг от печати обложки до дистрибуции (ООО “Петродиск”, Jet Sound и др.), другие предлагают только тиражирование (ООО “Маркон”, “Мелодия”). В этом случае нужно будет обратиться к услугам типографии, которая напечатает обложку видеожурнала.

Шаг 5. Промоушн и распространение

Видеожурнал “Гости” выходит общим тиражом 5 тыс. экз., 60% тиража распространяется бесплатно, остальное — в сетевых магазинах. Несмотря на то что больший доход ООО “Гости” получает от продаж, основной упор его учредители ставят на бесплатное распространение. “Существуют две бизнес-схемы, — отмечает Александр Кротов. — Во-первых, при продаже рекламы мы делаем упор на бесплатное распространение. Рекламодателей это устраивает больше. Поэтому в дальнейшем мы рассчитываем увеличить количество рекламы в видеожурнале и повысить ее стоимость. Вторая схема — платное распространение. По нашим прогнозам, при дальнейшем продвижении продукта количество покупателей журнала в магазинах не повысится более чем на 10%. И в этом случае основными будут доходы от рекламы, ее стоимость для платной и бесплатной частей тиража одинаковая. Несмотря на то что на данный момент доходы от продаж выше, основная прибыль будет от рекламы”.

Справка:
Александр Кротов в 2003 г. окончил факультет журналистики СПбГУ. С 2001 г. – менеджер по маркетингу и продвижению петербургского филиала телеканала MTV Россия, с 2004 г. — программный директор телеканала и продюсер программ. В этом же году стал продюсером видеожурнала “Гости” ООО “Гости”. К настоящему моменту вышли три выпуска видеожурнала, не считая промо-номера. ООО “Гости” планирует и в дальнейшем выпускать один номер в сезон.

Марина МИЛКИНА, “Деловой Петербург”