Когда Бог поднял новое движение в нашей стране, харизматические полноевангельские церкви начали открываться повсеместно. Господь начал поднимать новых молодых служителей из церквей (в основном пятидесятнических) предыдущего поколения и вливать в них “новое вино”. Первые такие церкви появились в переломном 1990-ом году. Движение Духа Святого было очевидным. Темпы, с которыми росло это движение в Украине, просто поражали. Это стало началом большого пробуждения в нашей посткоммунистической стране.

Но уже в первые годы стала очевидной проблема отсутствия определённого административного центра, задача которого — действовать на официальном уровне от лица множества новых церквей по всей Украине. Тогда в 1995 году было зарегистрировано Объединение Независимых Христианских Харизматических Церквей Украины (Полного Евангелия). Интересно, что это название Союзу новых церквей дал сам Комитет по делам религий, причем думали они над ним целый год. Так это и прижилось до сегодняшних дней. На данный момент в этот союз входят почти двести украинских церквей. С 1996 года президентом Объединения является Гаврилюк Анатолий Петрович. Ещё в 1990-ом он стал пастором одной из первых харизматических церквей Украины “Живое Слово”.

Анатолий Петрович, в чём Вы видите основную цель Объединения? Как принято сейчас говорить, какое Ваше видение?

– Мне часто задают такие вопросы. Прежде всего важно отметить, что Объединение НХХЦУ (ПЕ) формировалось из независимых, т.е. самостоятельных, неуправляемых никакой вышестоящей организацией церквей, которые имеют своё видение и призвание. Многие из них имеют свои библейские школы, институты, миссии, открывают новые церкви. Поэтому Объединение в целом призвано, в первую очередь, соединять эти видения отдельных церквей и служителей с целью налаживания и поддержки взаимоотношений. Для этого проводятся один — два раза в год конференции пасторов и лидеров церквей Объединения. В последнее время мы называем их пасторскими Соборами. В моём сердце есть цель формирование братских взаимоотношений между пасторами и церквями. Для этого также существуют региональные объединения церквей. Регионы могут включать в себя одну, две, три области. На сегодняшний день мы имеем одиннадцать регионов.

Процесс формирования братских отношений очень не простой. Понятие “видение” для поместной церкви имеет конкретный характер. В Объединении же наших независимых церквей разработать такое общее видение сложно. В других христианских союзах, где есть централизованная система управления, с этим вопросом нет проблем. У нас же структура базируется на множестве самоуправляемых церквей, хотя определение “независимые” не совсем библейское.

Что Вы подразумеваете под понятием “братство церквей”?

– Братство предполагает прежде всего признание друг друга, дружбу, любовь, взаимоуважение, взаимопомощь. Согласно новозаветному учению о церкви как о Теле Христа, которое состоит из многих членов, мы призваны заботиться друг о друге, служить друг другу, любить друг друга. Такие отношения между верующими христианами предписаны не только в рамках поместных церквей, но и за их пределами. Это означает, что пасторы и верующие разных церквей должны принимать друг друга без критики и осуждения, как Христос принял нас в Свою славу; служить друг другу любовью и дарами, в том числе и материальными; почитать друг друга высшим себя; искать того, что служит к миру и назиданию.

Вопрос единства, о котором молился Христос, включает в себя не только наше желание, нашу молитву, но и нашу жертву, выраженную в конкретных делах. Я верю, что это наиважнейший вопрос для пасторов и лидеров церквей последнего времени. В Псалме 132 сказано: “Как хорошо и как приятно жить братьям вместе!”. В конце этого Псалма есть слова: “…Ибо там заповедал Господь благословение и жизнь на веки”. Другими словами, благословение и жизнь пребывают там, где есть братство.

 

 

Братство — это то, в чём нуждается всё Тело Христово в Украине. Поэтому процесс формирования братских отношений уже вышел за рамки ОНХХЦУ (ПЕ). В каждом союзе или объединении христианских церквей существуют свои отличительные особенности, выраженные в традициях, форме, призвании. Однако эти различия не должны мешать быть едиными в евангельской сути. Многообразие различных форм присутствует во всем Божьем творении и тем самым только возвеличивает своего Творца. Еще давно Блаженный Августин заметил, что в главном должно быть единство, во второстепенном — свобода и во всем — любовь.

Можно сказать, что Объединение претерпело определённую эволюцию своего формата…

– Да, конечно, ведь первоначально целями Объединения были защита имеющихся церквей и регистрация новых, проведение совместных конференций и евангелизаций. Но оказалось, что этого недостаточно, чтобы полноценно функционировать. Появилисьновые проблемы, возникла нужда в налаживании правильных взаимоотношений. А тут нужны мудрость, терпение, любовь. Пришел духовный рост — это и есть эволюция. Конечно, эти процессы продолжаются и сегодня, и мы продолжаем расти. Ушли настороженность, недоверие. Пришли близость и понимание в отношениях (понятно, что не всегда и не везде). Как вытекает из 132-ого Псалма, нам нужно научиться жить вместе, а не просто что-то делать.

Сколько времени уже идут такие процессы формирования именно братских отношений?

– Думаю, что уже последние три года эти процессы идут по нарастающей. Нельзя сказать, что они приобрели законченный вид. Процесс продолжается.

Вы много ездите по церквям Украины. На каком качественном уровне они сейчас находятся?

– Конечно, духовный уровень пастырей, как я могу об этом судить, существенно возрос. Не могли не сказаться те сложные условия, в которых им приходилось и приходится трудиться — экономические и духовные, внутренние и внешние. Многие пасторы научились жить и служить в этих условиях, сегодня они могут в любви прощать, благословлять друг друга, а также трудиться без лишних переживаний за свой имидж.

Как Вы оцениваете миссионерскую работу церквей Объединения?

– Если рассматривать миссионерство в пределах нашей страны, то думаю, что Восточные и Южные области гораздо лучше остальных двигаются в создании новых церквей в других городах и сёлах. Однако и этого еще очень мало. В целом, нужно всем уделять больше внимания вопросу евангелизации, особенно в селах. Люди там сильно жаждут Слова Божьего, и гораздо более открыты к Евангелию, чем в городах. В отношении миссионерства, связанного с зарубежьем, то, думаю, в этом плане мы ещё очень слабо двигаемся. Это наша цель, миссионерские поездки за рубеж уже осуществляют некоторые наши пасторы.

В чём заключается основной недостаток в работе церквей?

– Я думаю, что общий негативный момент — недостаток уверенности в Боге и в себе. Нужно больше смелости. Сама по себе Украина — страна миссионерская. Многие пастыри в других странах вышли из Украины. Думаю, что потенциал церквей нашей страны ещё далеко не исчерпан. Есть много пророчеств о том, что Украина может стать эпицентром пробуждения в Восточной Европе. У нас происходят такие процессы, которые не наблюдаются в других странах. Поэтому нужно больше уповать на Господа и не бояться расширять свою работу, в том числе и в миссионерстве за пределами Украины. Безусловно, это рискованно, не маловажен вопрос и финансов для такой работы, но если есть от Бога уверенность, то можно начинать с тем, что есть на данный момент. Ясно, что не каждая церковь призвана открывать новые церкви за рубежом. Однако она может участвовать как финансово, так и молитвенно в этих проектах. Можно просто посылать своих людей в чьи-то команды.

 

Как Вы думаете, пробуждение на Украине уже идёт, или всё-таки это дело будущего?

– Нет, нельзя отрицать того, что пробуждение в нашей стране есть. Ведь за последние десять лет открыты сотни новых евангельских церквей. Если это не пробуждение, то что это? Но мы хотим и ожидаем большего. В этом контексте я бы хотел упомянуть о предстоящем евангелизационном фестивале в Киеве в начале июня с участием Эда Сильвозо. Основная цель этого события — научить церкви приобретать для Христа целые города. Эта стратегия завоевания городов уже успешно апробирована в Аргентине и других странах. Опыт там показал: когда пасторы города соединяются вместе и провозглашают в городе одну церковь с наличием многих общин, тогда силы зла над этим городом просто рушатся. Общегородская акция благовествования будет состоять из дневной учебно-тренировочной части и вечерних больших евангелизационных служений. Я думаю, что это событие послужит мощным толчком для церквей в деле приобретения новых душ для Иисуса Христа не только в Киеве, но и по всей Украине. Подготовка к этому мероприятию уже сейчас консолидирует шесть украинских евангельских союзов.

Изменилось ли на государственном уровне отношение к новым харизматическим церквям?

– Я бы не сказал, что оно как-то ощутимо изменилось. Все еще в некоторых местах присутствует произвол местных чиновников, хотя в целом Объединение НХХЦУ (ПЕ) признано и зарегистрировано в Госкомитете по делам религии. Но до сегодняшнего дня зачастую средства массовой информации пытаются привить обществу мысль, что харизматические церкви — это какие-то американские и псевдохристианские организации, чуждые нашему народу. Единственный способ, с помщью которого мы можем разбить этот стереотип — наша жизнь и наши дела. Поэтому мы не боимся этих выпадов, делаем то, что можем делать: заботимся о бедных, о сиротах и бездомных детях, оказываем гуманитарную помощь нуждающимся, кормим голодных, молимся за больных, силою Божьею освобождаем от зависимости наркоманов и алкоголиков, молимся за Украину, за начальства и власти. Мы продолжаем любить и благословлять всех, в том числе и тех, кто считает нас “неправильными”.

 

Руслан Кухарчук.

Ассоциация «Новомедиа».