Качественная навигационная система должна решать следующие задачи:

 

1. ОДНОЗНАЧНО ПОКАЗЫВАТЬ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ, ГДЕ ОНИ НАХОДЯТСЯ В ДАННЫЙ МОМЕНТ

Это означает, что на любой странице сайта пользователь должен с первого взгляда понимать, в каком месте сайта (и на каком сайте!) он находится. Известно, что посетители, которые попадают на сайт с поисковых машин, чаще всего попадают именно на внутренние страницы сайта. И если они не понимают, где они находятся, им приходится переходить на главную станицу сайта и начинать щелкать по ссылкам, пытаясь разобраться в структуре ресурса.

 

2. ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ ДОЛЖНО БЫТЬ ЯСНО, КУДА ОНИ ВООБЩЕ МОГУТ ПОЙТИ

Если, предположим, на вашем на странице описания товара есть одна единственная ссылка в раздел “продукция”, пользователь может и не узнать, что ваша компания оказывает, скажем, сопутствующие этому товару услуги.

 

3. НАВИГАЦИОННАЯ СИСТЕМА ДОЛЖНА ПОКАЗЫВАТЬ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ, КУДА ИМ ЛУЧШЕ ПОЙТИ В ДАННЫЙ МОМЕНТ

Характерная ошибка юзабилити, которая встречается на многих ресурсах – это очень скудное количество контекстных ссылок. Иными словами, пользователи могут переходить от страницы к страницы, используя только панель навигации. В тексте страниц ссылок практически нет.

 

4. ПОЛЬЗОВАТЕЛИ ДОЛЖНЫ ВИДЕТЬ, ГДЕ ОНИ УЖЕ ПОБЫВАЛИ

Это совершенно очевидное требование, невыполнение которого приводит к тому, что посетители оказываются несколько раз на одних и тех же страницах, что не прибавляет им радости от использования данного ресурса.

 

5. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

Помимо перечисленных базовых требований, навигационная система должна: иметь небольшой размер, быть самооочевидной, эстетически привлекательной, на страницах должны отсутствовать ссылки “на себя” и т.д.

Таким образом, проектируя навигацию, вы должны ставить своей целью – выполнить все эти требования.

 

ТРИ СОСНЫ В ВЕБ-ДИЗАЙНЕ

Одна из самых неприятных вещей, которые могут произойти с вами в лесу и в Интернете – это когда вы заблудились. А иными словами – когда вы не в состоянии четко определить свое месторасположение. Неуютно начинаешь себя чувствовать, не правда ли? Ждать от человека покупки на сайте, где он себя неуютно чувствует – бесполезное занятие. Разве когда вы заблудились, вам до грибов?

 

Поэтому самое первое, о чем вам следует подумать при проектировании навигации – это о ее возможности однозначно показывать посетителям, где они находятся в данный момент.

А сделать это просто, если знать всего лишь пару принципов.

 

ПРИНЦИП ПЕРВЫЙ. ВЫДЕЛЯЙТЕ ТЕКУЩИЙ РАЗДЕЛ.

До чего же обидно наблюдать, как на вполне достойных сайтах этот принцип нарушается сплошь и рядом! Попав с поисковика на внутреннюю страницу таких сайтов и посмотрев на панель навигации практически невозможно определить, в каком разделе/подразделе находишься.

 

Кстати, одно из отличий Интернета от реального пространства заключается в том, что в Интернете абсолютно нет физического ощущения “движения”: например, с самого дальнего уголка сайта перейти на главную страницу зачастую можно с помощью одного клика.

 

Здесь уместна такая аналогия: перемещение по сайту, во время которого навигационная панель никак не меняется, напоминает поездку в автомобиле, когда пейзаж за окном часами остается абсолютно одинаковым: появляется впечатление, что никуда не уехал.

Именно поэтому я не считаю удачным решением использование выпадающих меню в качестве навигации, особенно если оно 3-х уровневое. Во-первых, я ни разу не видел выпадающее меню, где бы выделялся подраздел второго уровня. А во-вторых, даже если и сделать такое, то все равно пользователю придется делать лишние движения мышкой, чтобы понять, где он.

 

ПРИНЦИП ВТОРОЙ. ВНЕШНИЙ ВИД ПАНЕЛЕЙ НАВИГАЦИИ ДОЛЖЕН КРАСНОРЕЧИВО ГОВОРИТЬ, КАКАЯ ИЗ НИХ ГЛАВНАЯ, А КАКАЯ – ВТОРОСТЕПЕННАЯ.

О необходимости выполнения этого принципа как-то даже и говорить не удобно. Просто помните об этом, проектируя навигацию. Мало того, что сразу не скажешь, где разделы, а где подразделы, да еще одни и те же пункты встречаются и там, и там. А если сайт очень большой – тщательно продуманная навигация нужна ему как воздух.

 

ПРИВИВКА ОТ ЗАЗНАЙСТВА

Возможно, кому-то покажется, что я с серьезным видом толкую о давно известных вещах. Тогда рекомендую вам проделать один давно известный эксперимент. Купите шоколадку, зайдите в соседний офис и попросите молоденькую секретаршу попутешествовать по сайту, который вы в данный момент разрабатываете. Дайте ей несколько не совсем тривиальных заданий, например: “Найди на сайте информацию о предоставляемой на продукцию гарантии” или “Выбери на сайте 15-ти дюймовый телевизор, который тебе больше всего подходит” и т.п. Понаблюдайте за ее действиями.

 

Если такой эксперимент ваша команда разработчиков проводит впервые, то запомнится он надолго. Можете на всякий случай вызвать врача для вживления выдранных клоков волос и психолога для пресекания попыток суицида.

 

Максим Корниенко, www.maximaster.ru