Чем для нас сегодня является церковь? В богословской литературе мы находим бесчисленное множество определений. Любой евангельский христианин с готовностью скажет, что церковь – это не здания, не кресты и купола, но, прежде всего, верующие люди. Такое определение мы впитали в себя еще со скамьи воскресной школы.

Однако очень часто повседневные фразы, которыми мы обмениваемся между собой, свидетельствуют о нашем совершенно ином понимании института церкви. “Я сегодня иду в церковь. А ты уже был в церкви?” Такие фразы свидетельствуют о том, что церковь мы отождествляем, прежде всего, не с людьми, но с местом проведения церковного собрания. И когда речь заходит о церкви, мы невольно представляем церковное собрание. И хотя греческое слово “ekklesia”, которым апостолы описывали церковь, действительно можно перевести как “собрание избранных людей”, соответствует ли полностью наше понимание библейскому?

Библия дает такое определение церкви: “И вы – тело Христово, а порознь – члены” (1 Кор. 12:27). Подобное определение мы находим и в Кол. 1:24. Совпадает ли оно с нашим привычным определением? Отчасти. Все мы на воскресном собрании, безусловно, представляем собой Тело Христово. Но мы остаемся Телом Христовым и после окончания собрания, даже если не находимся в одном помещении. Но почему-то вне стен храма или молитвенного дома мы зачастую не чувствуем себя церковью. И только во время богослужений чувство причастности к чему-то великому и славному, именуемому церковью, вновь наполняет нас. Однако очень сложно представить тело, которое время от времени распадается на составные члены и вновь воссоединяется на короткое время. Тело существует постоянно – 24 часа в сутки.

 

Может, стоит, исходя из этого, всем членам церковной общины всегда находиться вместе? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо найти ответ на другой вопрос. Что такое Тело? Прежде всего, это постоянное наличие жизненных функций. Сердцебиение, дыхание, мозговая активность и прочие процессы свидетельствуют о том, что тело живо. Эти процессы в теле продолжаются постоянно. Наша проблема начинается тогда, когда мы пытаемся отождествить Тело церкви только лишь с одной его функцией, а именно – воскресным богослужением. Но что, если мы изменим этот подход? Если постоянно будем рассматривать себя как часть церкви, а свои повседневные дела как часть церковной жизни? Это будет означать, что и функции Тела (церкви) мы сможем исполнять постоянно, а это может дать нам массу преимуществ.

Во-первых, это поможет каждому человеку в церкви увидеть свою ценность в глазах Бога и ценность своего служения. Ведь, согласно данному подходу, служением в равной мере являются такие функции церкви-Тела, как воскресное богослужение, молитва за братьев и сестер, разговор с другом о Христе за чашкой кофе и т.п. Это поможет многим сбросить ставший чуть ли не оскорблением в христианских кругах ярлык “прихожанин”, избавиться от чувства бесполезности и непричастности к церковной жизни.

Во-вторых, осознание себя частью Тела 24 часа в сутки должно мотивировать нас более ответственно относиться к своим повседневным поступкам. Понимание того, что мы являемся Божьими представителями (термин “ekklesia” применялся также тогда, когда речь шла о посольстве или консульстве), поможет нам стать более серьезными в своем хождении с Богом.

В-третьих, нам не нужно будет более пытаться “затащить” неверующих в церковь, но мы сможем осуществлять для них служение церкви и приобщать их к ней на всяком месте и во всякое время. “…Наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу… Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине” (Иоан. 4:21-24). Наступило время, когда не люди ходят в церковь, но церковь идет к людям, чтобы принести Дух Божий на всякое место.

В-четвертых, такой подход к понятию церковь существенно увеличит число церковных служителей. Вместо 30-40 служителей в воскресенье утром (музыканты, хор, ашеры, проповедники, наставники и др.) мы получаем сотни служителей каждый день. Наверняка, этот перечень можно продолжить. Но для начала достаточно увидеть новые возможности, которые открывает подобное понимание церкви. Такое понимание нужно применять на практике, это расширит сферу церковного служения “дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения, но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви” (Еф. 4:14-17).

 

 

Павел Валенчук.
Ассоциация «Новомедиа».