Сергей Корниенко разрабатывал сайты «Украинской правды» и forbes.ua. А учитывая, что УП является одним из первых новостных ресурсов, Корниенко не просто нарисовал сайт, а запрограммировал других на многократное повторение «как УП».
«Редакторский портал» поговорил с Сергеем об украинском стандарте онлайн-ресурсов, длинной новостной ленте и любви украинцев к хронологии, о визуальной культуре и проблемных моментах в общении редактора и разработчика сайтов.
Сергей, как решились уйти из «Украинской правды» в forbes.ua?
– Решил сменить место работы, потому что крупный холдинг гораздо интереснее с точки зрения профессиональной реализации. Новый опыт, общение с новыми людьми. Это важно для профессионального роста. Нужны новые задачи. Кстати, на «Украинской правде» я работал два раза – первый год и последние четыре. Мне посчастливилось участвовать в запуске этого сайта с нуля, еще несколько раз довелось его переделывать. Нынешний дизайн УП четвертый по счету, ему уже почти 4 года. Хорошо, что он так долго «живет», но уже пришло время хотя бы немного адаптировать его к современным реалиям.
Такое ощущение, что вы, сделав УП, всех запрограммировали на единый канон восприятия новостных украинских сайтов…
– У меня тоже бывает такое ощущение. Просто слишком много сайтов делают «как Правда». И у всех один характерный момент – длинная лента новостей. Такая схема подачи довольно редко встречается и в России, в мире, зато в Украине очень распространена. Это, конечно, не только «заслуга» УП. Получилось так, что эту схему поддержали другие сайты, сложилась некая традиция. Кстати, кроме «УП-подобных» сайтов, очень много и «корреспондентоподобных», у которых тоже достаточно длинная новостная лента на главной.
Но это же важно – если лента короткая, то новости, которые ушли с первой страницы, остаются недочитанными…
– Согласен. Но есть много других способов подвигнуть читателя на то, чтобы он «дочитывал», а мы, в смысле Украина, выбрали этот. Визуально он скучен, но наш пользователь так любит. Думаю, если бы УП укоротила ленту, скажем, в 2 раза, то читатель бы безболезненно поменял модель поведения на сайте, переходил бы на ленту новостей в разделе. Конечно, сначала бы повозмущался…
Любой редизайн вызывает возмущения или есть такой, который читатели воспринимают на ура?
– Это характерно в основном для «ежедневных» сайтов, которые формируют у пользователя привычку потребления. Читатель на редизайн реагирует почти всегда одинаково: «Надо вернуть, как было, невозможно читать». Например, когда на УП новостную ленту переместили из центральной колонки влево – возмущение было соизмеримо с негодованием по поводу недавнего редизайна Lenta.ru. Хотя со временем все привыкли и остались довольны.
А вы понимаете возмущение редизайном Lenta.ru?
– Не вполне, хотя мне сложно судить, я регулярно этим сайтом не пользовался. Там явно была попытка визуально осовремениться, укрупнить элементы для облегчения просмотра с мобильных устройств. Но сайт изменился слишком радикально, читателям сложно привыкнуть сразу и к новым разделам, и к новым шрифтам, и к новому цвету ссылок. К первому экрану Lenta.ru у меня вопросов нет, все понятно и достаточно традиционно. А вот ниже, в разделах, как по мне, все слегка хаотично. Разобраться в хронологии новостного потока очень непросто.
Кстати, в Украине читатель очень приучен к хронологической подаче. Безусловно, хронология – самый простой, но уж точно не единственный способ подачи контента, может быть и иначе. Но зачастую если ты даешь редакции слишком много возможностей по управлению контентом, разных фишек вроде «Выбора редакции» или «Главного в разделе», это усложняет ее работу, им приходится не только генерировать новости, но и каким-то образом их администрировать. Такая схема более трудозатратна, но она оправдана: редакция выполняет за читателя часть работы по фильтрации материалов. То есть ставит второй фильтр: мы не просто отобрали этот материал для чтения, но и считаем его более важным, чем другие.
Если говорить о фильтрах, то, не отказываясь от привычной глазу хронологии, вы ввели на УП выделения в ленте: полужирные, красным цветом, большими буквами (CapsLock)…
– Это, кстати, хорошая идея и абсолютно элементарная с точки зрения реализации. Выделения красным и полужирным оправдывают длинную ленту. По сути, это позволило, сохранить полюбившуюся нам хронологию подачи и не отказаться от редакторских функций, используя как редакторский фильтр выделение стилем и цветом.
Правда, не люблю выделения заголовков CapsLock. Во-первых, это некрасиво… Во-вторых, агрегаторам типа Яндекс-новости или Гугл-новости правилами запрещено брать заголовки, написанные большими буквами, чтобы не засорять ленту. А работать-то с агрегаторами нужно – это канал честного получения трафика.
На forbes.ua у вас лента короче …
– Значительно короче. На forbs.ua все-таки сделан больший акцент на авторские материалы. Хотя у нас в ближайших планах все же и новостям выделить более выгодное место. Опять же, хоть новостная лента и невелика, но там есть скролл, и что удивительно – люди скролят. Я бы добавил: как ни странно. Мы это видим по карте кликов Яндекс Метрики. Скролл удобный интерфейсный элемент, в последнее время довольно популярный (стоит взглянуть хотя бы на Facebook, Вконтакте, Gmail и многие другие), который позволяет добавить гибкости при проектировании сайта.
Каковы проблемные моменты внешнего вида и проектирования украинских сайтов?
– Многие разработчики пытаются ориентироваться на лучшие западные образцы, и это правильно, но, к сожалению, очень часто это стремление ограничивается копированием каких-то визуальных элементов. Например, видно, что многие сейчас пытаются что-то взять от usatoday.com, но с точки зрения продуманности, технологий, украинские сайты сильно проигрывают.
Большая проблема для Украины – низкий уровень визуальной журналистики. Причем я говорю не только о качестве фотоматериалов. Одна из общемировых тенденций – дополнение контента визуальными формами: фото, инфографикой, пиктограммами, различными способами форматирования текста. Потому что если этого не делать… Вот вспомните, советские новости: диктор начитывает текст на фоне статичной картинки. Сейчас вряд ли кто-то стал бы такие новости смотреть. Так и с онлайном: сформирована иная культура потребления информации, ориентированная в том числе на «клиповое сознание», характерное для нового поколения. Хочешь достучаться до читателя – уровень визуального воздействия должен быть высоким. Если это делать качественно, а не трешево, то это работа на будущее, в котором картинка – уже не иллюстрация, а значимая часть текста. Поэтому, кроме того, что у нас есть выпускающий дизайнер, мы на forbes.ua разработали несколько модулей, которые позволяют журналистам самим вставлять диаграммы, графики, фрагменты карт.
А сколько вы таких модулей разработали?
– Основных модулей два: один – для карт, другой – для графиков. Последний разработан на основе готовых скриптов, которые пришлось серьезно переработать, дополнить возможностями управления ими из системы управления контентом сайта. У нас специального веб-технолога нет (это недавно появившаяся профессия с еще не устоявшимся определением, под которое попадают и веб-верстальщики, и специалисты, которые разбираются в новых технологиях и интегрируют готовые решения на сайт), но есть программисты, с которыми мы совместными усилиями делаем эту работу. Совместная работа – это важно, объединение знаний позволяет достигать лучшего результата. Кстати, вот вам еще одна причина, почему мне хотелось поработать в большой команде.
Как долго вы искали выпускающего дизайнера на forbes.ua? Легко ли было найти?
– На рынке много людей, которые умеют верстать журнал, но мало тех, кто может качественно подать информацию в вебе. Вкуса и умения работать с графикой уже не достаточно, нужно хотя бы отчасти быть веб-технологом, разбираться в html-верстке, css, работать с какими-то технологиями (например, Google fusion tables), скриптами, нужно уметь вставить в материал аудио, видео – чем больший набор умений у человека, тем лучше.
Мы искали человека, чтобы он мог самостоятельно оформить статью для публикации в сети. А тут много сложностей. Часто даже такие простые вещи как таблица требуют индивидуальных решений. Даже вставить документ в текст – это неавтоматическое решение, а выбор: если это 5 страниц – то одно решение, а если 11 – совсем другое.
Но тут еще вот в чем вопрос: если у человека есть вкус и знание веб-технологий, то захочет ли он быть выпускающим дизайнером в медиа? Он ведь может уже и сам разрабатывать сайты, приложения. А нам нужен не просто талантливый одиночка, а командный игрок.
На что бы вы советовали обращать внимание при выборе арт-директора?
– Я вижу, что сейчас многие ресурсы сделали себе довольно сложные макеты с расчетом на то, что с сайтом будет работать специалист. Но, по факту, такого человека в проекте нет, и в итоге думаешь, что лучше б делали попроще. Подбор крупных иллюстраций, накладывание на них заголовков, создание коллажей – это не совсем та работа, которую может делать кто угодно, она требует квалификации. А когда это делает журналист, то получается плохо, да и вряд ли такого рода задачи вызывают у журналиста энтузиазм. Это все равно, что заказать дорогой журнальный макет, а потом вставлять в него любительские снимки.
Но не каждому проекту действительно нужен арт-директор или человек, который отвечает за визуальную организацию контента на странице. Не каждый макет на это заряжен. Главное: редакции нужна возможность управлять развитием сайта. Пусть это будет разработчик на аутсорсинге или студия. Вам всегда может понадобиться изменить размер заголовков, сделать спецпроект, запустить новый раздел… Вот мы сейчас запускаем на forbes.ua раздел ForbesWoman, а это совсем другие шаблоны. К примеру, там фото можно сделать покрупнее, расположить поинтереснее. Тематика предполагает акцент на визуальное оформление. У них же интересные съемки, а не фото министров в кабинетах.
Легко ли работается с редакторами, которые не обладают специальными знаниями?
– Редакторы бывают разные. Есть такие, которые вникают во все. Вот, например, Леонид Бершидский. Он даже прослушал онлайн-курс по Java script’ам. Не думаю, что после этого он сможет программировать, но оценивать сложность задачи и время, которое понадобится на ее воплощение, он сможет гораздо лучше.
Вообще же, хорошо, если редактор может ориентировать весь коллектив на достижение совместного результата. Дизайнеру приятно работать с качественным журналистским ресурсом. Журналисту важно, чтобы его материал подавался красиво. А для этого требуется взаимодействие.
Как лучше вести диалог с разработчиком сайта?
– Могу только сказать, как разговаривать со мной. Для меня главное – понять, что хочет заказчик и самому захотеть в этом участвовать. А тут все средства хороши: показывайте аналоги, рисуйте, пойте, лишь бы выяснить, что заказчику надо и что ему нравится. А пока не понял – вообще нет смысла браться за работу. И в любом случае я бы не советовал все отдавать на откуп разработчикам – надо обсуждать, говорить, чувствовать контакт. Очень плохая практика, когда заказчик сам не понимает, чего хочет, и начинает давать новые вводные по ходу реализации проекта.
Как обычно пред вами формулируют задачу?
– «Надо сайт» – приблизительно так. Садимся – прикидываем, рисуем. Это по-разному происходит. Например, когда мы работали над созданием forbes.ua, то редакции еще не было. А надо сказать, что люди, которые работают с сайтом, вносят свои коррективы – какие-то инструменты оказываются невостребованными, каких-то наоборот не хватает. Часто приходится смещать акценты в зависимости от редакционной политики. Простой пример: в forbes.ua поменялся главный редактор, объединились редакции сайта и журнала, и стало меньше колонок, работы с внештатниками – значит, блок «Мнения» нужно меньше акцентировать на главной странице. Но это, безусловно, переделка не структурная, а визуальная, не затрагивающая системы управления сайтом.
Дизайн forbes.ua называют минималистичным. Почему такое решение?
– Я приверженец лаконичности, на информационном сайте контенту должна отдаваться ведущая роль. Если удается что-то сделать простыми выразительными средствами – это здорово. Есть спокойные эффекты на css3 и на Java script’ах. Они позволяют не заниматься ненужным украшательством, а просто грамотно работать со шрифтами, формой подачи.
Почему так много нареканий со стороны редакторов на плохих разработчиков?
– У меня нет такой статистики. Но можно предположить, что проблема во многом в том, что рынок разработки плохо структурирован и не очень насыщен. У меня часто спрашивают совета, к кому обратиться для того чтобы создать сайт, сделать какой-нибудь модуль и многое другое – и я почти никогда не знаю, кого посоветовать. Для этого нужно следить за рынком, а это совсем другая работа. Специалисты на рынке есть. Но людей, объединенных в команду, способных реализовать качественный продукт и обеспечить его поддержку за адекватные деньги не так уж много. Но при этом, поиск дизайнера, разработчика – задача вполне решаемая, вся информация есть в интернете, студии демонстрируют свое портфолио, заявляют о какой-то специализации. Просто заказчику нужно предварительно потратить усилия на изучение рынка, так же, например, как при поиске бригады для ремонта квартиры.
Подход к разработке сайтов активно меняется. Никак нельзя игнорировать замещения персональных компьютеров мобильными устройствами и то, что интернет сегодня – это не только сайты, но и приложения. Для сайтов СМИ в сложившихся условиях важно выработать правильную стратегию развития. Важно понимать, выгодно ли поддерживать приложения для всех мобильных платформ, удастся ли окупить затраты на их создание, насколько сложно будет администрировать все многообразие форм подачи контента. Не навредят ли приложения сайту, размыв его трафик. Как, в конце концов, должен выглядеть сайт, должен он быть адаптивным (обеспечивающим хорошее восприятие на различных устройствах) или нужна десктопная и мобильная версия. А главное: универсальных ответов на все эти вопросы нет. В каждом случае придется искать индивидуальное решение.
Сайты, на которые приятно смотреть. Топ-5 новостных ресурсов от Сергея Корниенко
time.com – одна из лучших реализаций адаптивного дизайна, хорошо подобраны шрифты, расставлены акценты.
usatoday.com – один из самых технологически интересных и графически насыщенных сайтов СМИ.
information.dk – и до (особенно), и после редизайна подкупает скандинавской лаконичностью и нестандартностью;
lookatme.ru и другие группы – смелость и нестандартные подходы к подаче информации; один из лучших примеров визуального оформления контента;
bbc.co.uk – грамотный подход к организации разных и в то же время объединенных общим стилем сайтов.
Леся Ганжа, Редакторский портал