Моя новая книга «Реформирование журналистики» прежде всего предназначена для смелых и отважных журналистов, готовых стать предприимчивыми первопроходцами, а также для тех, кто готов их поддержать. Многие журналисты, а может быть, и большинство тех, кто прочтет данную статью, являются узниками: государственные чиновники либо владельцы и редакторы, вовлеченные в политику, определяют, что они могут публиковать.

Поэтому я и обращусь непосредственно к узникам: представьте себе ситуацию, когда вы свободны. Если бы это было так, вы бы написали нейтральную статью о проблеме, позиция Библии по которой четка и недвусмысленна? Вы бы, разумеется, захотели точно цитировать противоборствующие позиции, но (например) в равной ли бы мере вы цитировали позиции тех, кто против прелюбодеяния и тех, кто поддерживает супружескую измену? Я в течение 28 лет являюсь редактором журнала WORLD. В нашей редакционной политике мы с точностью излагаем, например, позиции сторонников прелюбодеяния, но мы не рассматриваем их как те, о которых Библия неоднозначно.

Переходя к другой стороне рассмотрения: продвигали бы вы определенный вопрос, по которому позиция Библии неясна или о чем она не говорит? Например, предположим, что идет дискуссия о том, стоит ли вводить 25%-ный тариф на импорт стали. Предположим, организация под названием “Христианский голос” настаивает на том, что поддержка того либо иного соответствует Библии. Будете ли вы отстаивать одну позицию как “христианскую” и осуждать поддерживающих другую сторону? WORLD бы так не делал.

Проявляется ли в этом наша непоследовательность: иногда у нас одинаковое отношение к обеим сторонам в споре, а иногда-нет? Я так не думаю. Мы стараемся применять третий подход в журналистике: не общепринятую объективность, не существующую субъективность, а библейскую объективность. Иногда сторонникам других позиций это трудно понять, поэтому, пожалуйста, с терпением отнеситесь к моему изложению основных положений.

Первое решение, которое принимают журналисты, включает не то, как писать о конкретных проблемах и вопросах, а какие темы освещать. Мир огромен, ресурсы ограничены, и мы всегда делаем выбор. Даже поместное издание располагает в значительной мере большим объемом информации, чем может осветить.

Редактор, который просто заявляет: “Мы будем освещать новости”, не проявляет честности по отношению к другим и, возможно, к самому себе, потому что “новости” не случаются сами по себе. Формирование повестки дня неизбежно. Печатные издания имеют ограниченное пространство. Интернет предоставил журналистам большую гибкость, чем раньше, но у читателей все еще есть ограничения во времени. Длительное рассмотрение одного вопроса может означать, что на рассмотрение другого времени уже не будет.

Каждый редактор, который назначает репортера подготовить какую-то статью, тем самым не назначает его написать другую. Даже в рамках одной статьи репортеры принимают решения. В статьях, если только это не однообразный репортаж, обычно представлено главное действующее лицо, сталкивающееся со своим противником и пытающееся выполнить основную задачу, преодолевая препятствия – сокращенно ГПЗП. Привожу обычный шаблон истории: главное действующее лицо хочет сделать X, но на его пути стоят Y (противник) и Z (препятствия).

Например, в Соединенных Штатах дети узнают о трех маленьких поросятах: тот, кто усердно трудится, посвящает время строительству дома из кирпичей. Двое других выбирают более быструю альтернативу и строят себе дома из соломы и веток. Три поросенка – наши главные действующие лица. Их основная задача – построить себе дом. Лень для двоих из них служит препятствием к успеху — они не хотят тратить время на строительство крепкого дома. У них есть противник: большой злой волк, который может так дунуть, что домики, сделанные из соломы или веток, разлетятся.

Даже самый простой новостной сюжет содержит главное действующее лицо, основную задачу, противника и препятствия. Вот один из них: “пожарные [главные действующие лица] прошлой ночью сражались с огнем [противник]. Из-за сильного ветра и низкого давления воды [препятствия] потребовалось два часа, чтобы потушить пламя [основная задача].” Поскольку пожарам радуются только поджигатели, выбор главного действующего лица – пожарный или пожар – понятен.

Что же происходит в более сложных статьях? Вот абзац из репортажа WORLD, посвященный новостям Китая (имена изменены): “4 июля шесть женщин прибыли в офис главного прокурора Пекина с именами своих задержанных мужей, прикрепленными к платьям… Жены пришли выразить свое недовольство тем, что власти соседнего города Тяньцзинь запретили им какой-либо контакт с мужьями, арестованными властями в прошлом году в ходе общенациональной облавы на адвокатов и активистов по правам человека.”

В этом пункте главными действующими лицами выступают шесть женщин, и их основная задача состоит в том, чтобы выразить разочарование, и таким образом поддержать своих мужей. Их противники – правительственные чиновники, и одним из препятствий является приказ, запрещающий женам какой-либо контакт со своими мужьями. Данная статья могла бы быть написана с другой точки зрения, в которой власти были бы главными действующими лицами с основной задачей сохранения закона и порядка, а жены – противниками, которые из невежества или злых намерений попусту тратят время всех остальных.

Редакторы сами выбирают, какие назначать статьи, а репортеры – как их составлять. Выбор не ясен для многих репортеров, освещающих аборты. Христианские репортеры обычно видят в нерожденном ребенке главное действующее лицо, поскольку на карту поставлена его жизнь. Стремящиеся убить ребенка – противники. Репортер, поддерживающий аборт, обычно вводит женщину как главное действующее лицо, а ее основная задача состоит в том, чтобы устранить препятствие – нерожденного ребенка, который, по ее мнению, вредит ее жизни.

Библия обладает сложной структурой, но, по существу, это история сотворения мира, грехопадения и искупления. Основная задача Бога – спасение Своего народа и избавление его от греха. Главное действующее лицо – Христос. Сатана – это противник, который, кажется, побеждает в Эдемском саду, и, кажется, часто побеждает на протяжении всей истории Израиля и, кажется, побеждает в Страстную пятницу — но в конце концов проигрывает. Сатанисты делают сатану главным действующим лицом, пытающимся освободить людей от Божьих заповедей.

Анализ ГПЗП также полезен при рассмотрении отдельных глав Библии. Например, в третьей главе книги пророка Иезекииля изображены наблюдатели на стене, призвание которых подобно призванию журналистов. Главное действующее лицо – страж. Противник – буквальный враг, несущий меч на землю, или метафорический враг, грех. Цель стража – предупредить людей о появлении угрозы. Преградами для успешного выполнения задачи являются лень (страж, спящий на своем посту), слепота (не видеть угрозы), трусость (боязнь, что предупреждение нечестивых обернется для предупреждающих местью) и злоба (примыкание ко злу).

После поездки в Китай, своими глазами увидев расцвет движения домашних церквей, я написал: “Когда домашние церкви умножаются в городах и влиятельные руководители приходят к вере, христианство в Китае растет так быстро, что коммунистические чиновники с трудом поспевают за ним”. В этой статье главными действующими лицами выступают китайские христиане с основной задачей распространения Евангелия, а противниками – коммунистические чиновники. Главные действующие лица сталкиваются с препятствиями: притеснениями, иногда преследованиями, а также своими собственными страхами и желаниями.

Я мог бы написать эту статью совсем иначе – и китайские пропагандисты сейчас делают так. В их изложении коммунистическая партия является главным действующим лицом, мудро правящим с основной задачей способствования процветания и национального единства. Христиане – это противники, создающие проблемы. Западные репортеры, делящиеся своими статьями, – это препятствия, поэтому их устранение вполне уместно.

Некоторые журналисты говорят: «Я просто предаю факты», однако важно понимать, что факты сами по себе подобны кускам угля. Они дают тепло только тогда, когда их помещают в печь. Факты подогревают наш разум только тогда, когда они помещены в статьи, имеющие, как правило, главных действующих лиц и противников.

Это включает в себя точку зрения. Проблема в следующем: как говорит теолог Джон Пайпер: “По сравнению с мудростью Бога мое мнение ничего не значит. Твое тоже. То, что мы думаем, исходя из наших собственных мыслей, не имеет большого значения”. Пайпер справедливо говорит, что мы должны стараться жить так, как учит Библия.

Это означает, что нам необходимо избегать чрезмерного или недостаточного следования Библии. При злоупотреблении, утверждая, что Библия говорит то, что на самом деле она не говорит, мы подпитываем нашу человеческую склонность придумывать правила, которые якобы помогут нам спасти самих себя. Чрезмерное самоутверждение дает развиться законничеству, которое подтолкнуло многих студентов-христиан враждебно относиться к конфессиям их юности.

Следование Библии в недостаточной мере также является проблемой. Когда мы говорим, что позиция Библия неясна в отношении чего-либо, когда она на самом деле недвусмысленна по этому вопросу, это подпитывает антиномизм, веру (особенно знакомую нам сегодня) в то, что мы создаем собственные правила. В Соединенных Штатах законнический подход вредит некоторым консервативным христианам. Между тем, антиномическое недостаточное следование Библии широко распространено среди некоторых современных христиан, которые предпочитают говорить: “я читаю Библию и сам решаю, что она говорит мне. Никто не имеет права говорить мне, что я неправ, и я не имею права говорить кому—то другому – это между человеком и Богом”.

Чрезмерное и недостаточное следование – это Сцилла и Харибда библейского применения. Три тысячелетия назад Гомер писал об этих двух мифических морских чудовищах. Греки говорили, что они находятся по разные стороны Мессинского пролива между островом Сицилия и материковой Италией. Мало кто из моряков смог бы безопасно преодолеть этот проход.

В журнале WORLD мы предприняли попытку передвигаться в течение последних 20 лет с помощью другой водной метафоры, той, которая представляет собой рафтинг по реке с порогами. Спуск вниз по каменистым потокам на резиновом плоту – популярный американский вид спорта. Эксперты сообщают о шести классах порогов, где вода течет быстро, от первого класса (достаточно легкого для новичка) до шестого класса (смерть в бушующей пучине).

Проблема течений первого класса, о которой Библия прямо говорит: Мы выступаем против убийства, прелюбодеяния, воровства и других грехов, четко и конкретно обозначенных как таковые в Библии. Освещая подобные вопросы, журналисты WORLD не делают главным действующим лицом сторонника подобных грехов. Мы точно цитируем его или ее, но не пишем статью, основываясь на эту точку зрения.

Например, ведущие мировые издания часто делают однополые пары главными действующими лицами, восхваляя их основную задачу усыновления ребенка и критикуя любого, кто встает на их пути. Издание WORLD сделало бы ребенка главным действующим лицом и указал бы на важность наличия отца и матери.

Проблема второго класса – та, где Библия не высказывается прямо – например, не совершать самоубийство. В то время как мейнстрим-репортеры выбирают в качестве главных действующих лиц людей, выбирающих эвтаназию, главные действующие лица WORLD продолжали свою борьбу.

Статьи третьего класса – это те, в которых приверженцы обеих сторон могут цитировать библейские стихи, но тщательное изучение приводит к определенным выводам.

Например, библейское понимание оказания помощи бедным подразумевает щедрость, но не ту, которая непосредственно позволяет дающему ощущать удовлетворение. Я написал несколько книг, показывающих, почему мы должны предлагать непростую, личную и духовную помощь вдовам, сиротам, иностранцам, заключенным и другим людям среди безработных, необразованных или нежеланных. Вы можете найти в интернете нашу серию подкастов “Эффективное сострадание”, в которой описываются многие главные действующие лица, побеждающие противников и преодолевающие препятствия. Однако мы также говорим правду о тех программах, которые не работают: наша отчетность только в том случае находит доверие, если мы готовы говорить правду, даже когда она приносит боль. Мы стараемся предлагать соль, а не сахар.

По вопросам четвертого класса мы стараемся приводить статьи, основанные на библейской позиции относительно натуры человека. Например, библейская объективность в международных вопросах подчеркивает стремление к миру без попустительства агрессоров. Мы забрасываем интервьюируемых сложными вопросами: А что, если война – это естественная привычка грешника? Что, если некоторые лидеры видят в войне хороший способ получить больше власти, полагая, что могут добиться победы без подавляющих потерь?

Библия в основном не освещает вопросы пятого класса, но историческое исследование дает возможность предположить, что работает, а что нет. Хотя Библия прямо не говорит, что один вид анти-аддиктивной программы будет работать, а другой-нет, программы, в которые не включали духовный аспект, редко имели успех. Поэтому, делясь историями, мы задаем вопросы о трудностях в религиозной жизни, а также о материальной помощи.

Вопросы шестого класса охватывают те, в которых нет ни четкой библейской позиции, ни других четких указаний. Поэтому люди, одинаково хорошо разбирающиеся в Библии, часто занимают диаметрально противоположные позиции. Технические экономические вопросы – например, повышение или понижение процентных ставок – часто носят такой характер, как и сложные вопросы международной дипломатии. Библейское понимание часто помогает аналитикам разобраться в соответствующих вопросах, но христиане должны быть осторожны, чтобы не утверждать о наличии одной библейской позиции по этим вопросам, которой нужно всем придерживаться, или наоборот.

В целом, метафора о порогах реки предлагает концепцию для библейской объективности, которая позволяет нам оказывать сильное давление, при этом не искажая Писания. Когда мы занимаем твердую библейскую позицию по вопросу первого класса, мы объективны: поскольку Бог создал мир и поддерживает его, Его мнение является истинной объективностью. Когда мы занимаем сбалансированную позицию по вопросу шестого класса, ссылаясь на мнения и подходы различных осведомленных источников, мы также объективны в библейском смысле, потому что мы не можем быть уверены в вопросе, когда позиция Библии неясна. По этим вопросам, а их очень много, их освещение изданием WORLD может не отличаться от объективности 20-го века, до того, как ведущие газеты стали “пробуждаться”.

Журналисты-христиане должны верно отображать Божье учение, насколько хорошо, насколько мы можем его понимать, и так хорошо, как только мы способны, учитывая интересы медиа-организаций, которые нас нанимают. Библейски объективные репортеры все еще те же падшие грешники: я уже писал в другом месте о важности журналистского смирения, основанного на признании того, что мы смотрим сквозь тусклое стекло, поэтому я не буду повторять это здесь. Иногда мы все ошибаемся, действуя осторожно и сохраняя молчание там, где Библия ясна, или утверждая, что библейское предостережение является скорее вопросом мнения, чем библейской истиной. Глубокий анализ может помочь всем нам приблизиться к библейской объективности.

Доктор Марвин Оласки – главный редактор журнала “МИР”, декан Института мировой журналистики и автор десятков книг. Его последняя книга – “Реформирование журналистики”. Следите за ним на платформе Twitter @MarvinOlasky.

Английский оригинал опубликован на Religion Unplugged. Перевод Ольги Антипиной по заказу Максима Балаклицкого, редактора службы новостей Медиа Группы «Надія».

 

Марвин Оласки – участник Европейской Журналистской Конференции в Киеве в 2012 году. Организаторы – Ассоциация “Новомедиа” и The Media Project.