Пожалуй, тенденцию, характерную для всех направлений бизнеса, можно определить как усилившуюся активность единичных людей по наполнению Сети информацией и сервисами. Корпорации никуда не ушли, но созданием Сети стала заниматься еще армия энтузиастов. Блоги стали популярны по всему миру и начали в некоторых странах теснить традиционные онлайновые СМИ.
Новые подкасты появляются каждый день и стремятся подвинуть обычные радиостанции. Поднялась беготня вокруг бирки Web 2.0, началась новая волна почкования сервисов, стремящихся к успеху. И, как правило, делают их опять-таки одиночки или буквально два-три человека, надеющихся рано или поздно продаться какой-нибудь корпорации.
За рубежом возродилось активное финансирование новых проектов под влиянием успеха Google. Инвесторы ищут стартапы, способные добиться такого же успеха, люди предлагают им свои варианты, аналитики беспокоятся — не будет ли это новым пузырем, который лопнет через пару лет.
В Рунете происходят, в общем-то, те же самые процессы, но только с традиционным запозданием. Тематические блоги фактически только под конец года стали появляться как грибы, хотя простые личные дневники уже стали популярны до безобразия. Свои сервисы блогов и каких-то социальных сетей выпустили «Рамблер» и Mail. ru, «Яндекс» же пока молчит, концентрируясь больше на поиске. Какого-то всплеска финансирования новых проектов тоже не видно, хотя новые проекты и появляются, но такого бума, как в Штатах, нет. Остается признать, что Рунет хотя и растет динамично, но все еще довольно мал. Последние данные о 20 млн интернетчиков в России возбудили общественность, эту двадцатку теперь поминают при каждом удобном случае и видят в ней флажок, который привлечет новых рекламодателей и увеличит рынок онлайн-рекламы.
Последний просуществовал весь год в состоянии ожидания. То есть, конечно, рынок рос, приходили новые бюджеты и т. п. Но контекстная реклама жила в ожидании прихода Google, которая, по слухам, должна была «вот-вот» полноценно развернутьсяна просторах Рунета, но так и не развернулась. Под конец года медийная реклама замерла в ожидании масштабного прихода «Видео интернешнл» в интернет-рекламу с большими инвестициями и амбициозными планами по приведению «телевизионных» клиентов в онлайн. Планы эти были заявлены, но реализованы будут, если будут, уже в новом году.
Вообще, такое ощущение, что почти все интересные новые проекты перенесли на следующий год. Их придумывали и тестировали, но так и не развернули на полную катушку. Pay-per-call системы контекстной рекламы, размещение рекламы в печатных СМИ через онлайновые сервисы. Относительно старые технологии вроде поведенческих настроек медийной рекламы в Рунете если и вырастут в значимое направление, то только через год, а за рубежом уже рискуют стать главным стандартом неконтекстной рекламы в течение следующего года.
Одно из самых передовых направлений бизнеса вроде бы пережило год без глобальных прорывов и переворотов, зато быстро развивалось и в следующем году, скорее всего, будет развивать нынешние наработки. Разве что видео всех сортов станет привычной частью Сети, и появятся новые сервисы, с ним связанные.
Антон НЕСТЕРЕНКО, газета “Бизнес”