В последнее время в фокусе религиозных событий Беларуси постоянно находится церковь “Новая Жизнь” из Минска, подвергающаяся давлению со стороны властей. Церковь эта упоминается в СМИ как “полноевангельская”. Что же это значит? Действительно, церковь “Новая Жизнь” принадлежит к особой протестантской деноминации, общины которой у нас в стране входят в Объединение общин христиан полного Евангелия в Республике Беларусь. Всего общин такого направления в стране насчитывается около 35-и.
История же этого направления непосредственно связана с пятидесятническим движением или “христиан веры евангельской”. Можно сказать, что это одно из позднейших ответвлений этого движения, поэтому в религиоведческой литературе в отношении к полноевангельским христианам часто используется термин “неопятидесятничество”. Надо сказать, что этот термин внешний и, как правило, не используется самими полноевангельскими церквами. Гораздо более принято употреблять наименование “харизматы”.
Чтобы понять, в чем отличие “новых пятидесятников” и классических обратимся к краткой истории пятидесятничества.
Чтобы понять, в чем отличие “новых пятидесятников” и классических обратимся к краткой истории пятидесятничества.
История эта началась в 1901 г. в США, когда на занятиях в одной из библейских школ в штате Канзас одна ученица получила, как утверждается, “благословение и заговорила на китайском языке”. Вслед за ней экспериментами с глоссолалией была охвачена вся школа. Это явление, называемое глоссолалией, опирается на действительно некогда существовавшую в древней церкви форму общения с Богом. Об этом упоминается в Деяниях святых апостолов и Посланиях апостола Павла. Кроме того, в качестве главного примера и свидетельства берется ключевое событие в истории Церкви – Сошествие на апостолов Духа Святого в день Пятидесятницы. Отсюда и название направления.
Надо сказать, что связь двух явлений, то есть сошествия Святого Духа на апостолов и глассолалией, о которой упоминает апостол Павел, по мнению многих церковных историков, в том числе и большинства православных, не является однозначной. Апостолы в день Пятидесятницы обрели способность говорить на иностранных языках так, что их понимали прибывшие на праздник в Иерусалим чужеземцы. По поводу же глоссолалии первохристианских общин апостол Павел, напротив, обращает внимание на малопонятность этого “говорения” для посторонних, а посему высказывает в связи с этим определенный скептицизм. Видимо, такое неоднозначное отношение к явлению возобладало в Церкви, и вскоре практика глоссолалии прервалась, оставив некоторые следы в богослужении.
И вот в начале прошлого века эта практика начинает быстро распространяться в южных штатах США. Три года продолжались моления в Лос-Анджелесе, собиравшие тысячи приезжих из всех уголков страны. Отсюда движение распространилось не только в США, но и в Англии, Индии, Чили, Скандинавских странах.
В Беларуси в настоящее время пятидесятники, объединенные в Союз христиан веры евангельской по числу общин вышли на второе место после православных.
Так вкратце выглядит история становления так называемого классического пятидесятничества, которое некоторые религиоведы называют также “первой волной”.
Вторая волна пятидесятничества возникла в результате распространения опыта глоссолалии среди представителей других конфессий, в том числе католичества и православия, к которым продолжают формально принадлежать, но практикуют глоссолалию и крещение Святым Духом в пятидесятнической трактовке. Часто они объединяются в обособленные группы внутри своих конфессий. На западе именно эти группы принято называть харизматами. У нас же, как было сказано, харизматы это чаще всего синоним пятидесятнического движения третьей волны – христиан полного Евангелия.
Полное Евангелие — это такая теологическая концепция, которая требует, чтобы каждый верующий в своей жизни в определенной мере повторил жизнь Сына Божьего: “Все то, что испытал Христос, должно повториться и в опыте души, и в жизни каждого истинного верующего христианина”. Но надо помнить, что харизматическое движение очень неоднородно, а потому возможны различия в понимании теологических основ пятидесятничества и полного Евангелия. Но, как правило, в разной степени для учения и практики всех пятидесятнических движений характерны такие пункты, как
– Исключительная роль Святого Духа и акцент на духовных дарах,
– Экспрессивность,
– Учение о божественном исцелении,
У харизматов (как классических, так и новых) особая концентрация внимания на Третьем Лице Святой Троице – Святом Духе. Они сосредоточены на понимании Святого Духа именно как личности. Особенность пятидесятничества – крещение Святым Духом, одно из видимых свидетельств которого и является глоссолалия. С особенной верой в дары Святого Духа связано и особенное пророческое служение. В пятидесятнических общинах есть люди, которые в соответствии с принятыми свидетельствами признаются пророками, через которых Бог сообщает свою волю.
Для харизматов к тому же характерна концепция “водительства Святого Духа”, то есть Его сверхъестественная помощь и поддержка. В наибольшей степени эта концепция разработана в так называемом “движении святости”, одного из направлений внутри третьей волны пятидесятничества.
Экспрессивность, крайняя экзальтация в молитвенной практике – все это, разумеется, сопутствует крещению Святым Духом и говорению на иных языках. И здесь харизматов отличает еще большая, чем у классических пятидесятников степень экзальтации. “Святой гнев”, “святой смех”, “падения в духе”, “духовные роды” – обычная практика “крайних” харизматов.
Это свойство харизматического движения вызывает наибольшую настороженность у посторонних и часто является главным аргументом для обвинения харизматов в “сектанстве” и психическом нездоровье. Хотя для кого-то, напротив, такая экспрессия выглядит привлекательной и “современной”.
Учение о божественном исцелении – вот что в наибольшей степени отличает христиан полного Евангелия от классических пятидесятников. Смысл этого учения в том, что Бог исцеляет обратившихся к нему от болезней и страданий. “Мир покрыт ранами из-за греха в Эдеме”, “искупление принесло преображение всей жизни” и “Бог – это благой Бог”.
В рамках этой концепции особенное отношение к физическому здоровью как свидетельству водительства и освящения Духом Святым. Эта концепция, распространенная на все сферы жизни человека, в том числе и материальной, приводит к так называемой “теологии процветания”. Освящение всех сторон жизни должно, по учению харизматов, приводит и к исцелению в социальной жизни. То есть водительство Святого Духа должно приводить в том числе и к материальному успеху, процветанию и социальному росту. Эта теория вызывает наибольший протест у классических пятидесятников.
Вообще для взаимоотношений классических пятидесятников и харизматов “третьей волны” характерна определенная противоречивость. Принципиально общая доктрина по отношению к Святому Духу способствует взаимопониманию, но есть и расхождения, которые приводят к настороженности и, в ряде случаев, даже к отталкиванию.
В заключение, хотелось бы кратко высказать личное мнение по поводу того, как православным относиться к такого рода движениям. Разумеется, следует проповедовать христианство в том виде, как донесло его до нас Святое Предание через опыт Церкви и наследие святых отцов. Однако многообразие религиозного опыта в современном мире это данность, с которой так или иначе придется считаться. Все, что от нас требуется, это чтобы мы были “всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением” (1Пет 3: 15). И для этого, естественно следует иметь в запасе соответствующие аргументы на случай сравнения с другими христианскими направлениями. И не более того. Худшая форма полемики это апелляция к городовому или психиатру, как это бывает со стороны так называемых “сектоведов”. Им бы стоило помнить мудрый совет Гамалиила: “отстаньте от людей сих и оставьте их; ибо если это предприятие и это дело – от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его” (Деян.5:38,39)
Несколько иное дело – отношение к тому, что происходит внутри православной церкви. Как уже говорилось, харизматические движения есть и в рамках традиционных конфессий. Есть они уже и в Русской Православной Церкви. Но здесь тоже не следует сразу же ставить вопрос о “борьбе за чистоту веры”, которая обыкновенно сводится к запретам и прещениям. Было бы правильно создать такую атмосферу терпимости, чтобы сторонники определенного движения имели возможность не только объясниться, но и быть услышанными. А потом уже Церковь может выработать совместное мнение, сколь опыт этот чужд или приемлем в рамках православной традиции. Мнение, но не “оргвыводы”.
К сожалению, в страхе перед последними харизматы в православной церкви стараются замалчивать свои истинные взгляды или внешне подгонять их под общепринятые концепции, скрывая внутреннюю подоплеку. Другой способ с их стороны – продвигать свои проекты кулуарно, заинтересовывая некоторых влиятельных иерархов и церковных чиновников, готовых зачастую принять все что угодно, только бы главная суть и щекотливые детали остались в рамках узкого круга и не стали достоянием широкой церковной общественности. Все это, разумеется, приводит к фальши и фактическому предательству Церкви, которую просто напросто обводят вокруг пальца. Те же вопросы, честно представленные на общий и благожелательный суд, могли бы стать свидетельством соборности и жизнеспособности Церкви.
Священник Александр Шрамко
“ЦАРКВА“, 18 февраля 2008 г.