В Госдуме предпринята очередная попытка законодательно оградить общественность от информации о терактах.
Власти делают вторую попытку ограничить полномочия СМИ при освещении терактов. Об этом свидетельствуют положения нового пакета антитеррористических поправок, предложенного на рассмотрение Госдумы в начале недели.
Необходимость новой редакции ряда статей УК, УПК и других кодексов власти связывают с недавним принятием закона о противодействии терроризму, а также ратификации антитеррористической конвенции Совета Европы. Однако значение поправок отнюдь не техническое – напротив, там появились совершенно новые нормы, которых в законе о противодействии терроризму изначально не было. В частности, это касается серьезного ограничения возможностей СМИ по освещению терактов – журналистам могут запретить самостоятельно собирать информацию о теракте, сообщать о спецсредствах и тактике проведения контртеррористических операций, а также о бойцах спецподразделений – участниках таких операций.Попытки узаконить подобные драконовские меры в отношении СМИ уже были: осенью 2002 г., сразу после теракта на Дубровке, Госдума приняла поправки в закон о СМИ, очень похожие на нынешние. Но за журналистов тогда вступились такие влиятельные силы, как Всемирная организация газетных издателей, Международный институт прессы и Всемирный комитет за свободу печати. Они написали о своих опасениях президенту Путину, и тот, в торжественной обстановке собрав руководителей ведущих СМИ, объявил о своем вето на одобренный парламентом закон. Теперь, выждав почти 4 года, свободу СМИ опять хотят основательно «прижать».
В законе «О противодействии терроризму», принятому Думой в конце февраля, ничего не говорилось о регламентировании деятельности СМИ. Хотя в первоначальной концепции закона, подготовленного «по горячим следам» событий в Беслане в сентябре 2004 г., журналистов не забыли: им вообще хотели запретить самостоятельный сбор информации в зоне проведения контртеррористической операции. На деле это означало, что на любой теракт, даже масштаба «Норд-Оста» и Беслана, можно было опустить непроницаемый информационный колпак. Однако права журналистов и на этот раз защитил сам президент. В феврале 2005 г., когда закон был уже принят в первом чтении, он направил в Думу письмо с предложением исключить из документа главу, касающуюся деятельности СМИ. Депутаты послушались Путина и не стали ужесточать условия работы прессы. Единственное, что в нынешней редакции законопроекта касается СМИ, – это назначение главой штаба по проведению антитеррористической операции специального уполномоченного для работы с журналистами и общественностью.
Однако поступившие на днях в Думу поправки противоречат либеральным установкам президента в отношении СМИ: планируется, что в условиях проведения контртеррористической операции порядок сбора и получения информации журналистами определяется представителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией. То есть журналистам придется удовлетворяться скупым пресс-релизом от представителя власти и не вести собственного расследования под страхом различных репрессивных мер. Кроме того, законопроектом вводится запрет на распространение в СМИ сведений, раскрывающих специальные средства, технические приемы и тактику проведения контртеррористической операции. СМИ могут понести уголовную ответственность за распространение материалов, «оправдывающих терроризм либо призывающих к терроризму», – по аналогии с той ответственностью, которая сейчас существует за распространение порнографии и экстремизма. Авторами законопроекта стала группа депутатов и членов Совета Федерации, но, как это часто бывает, в такой важной законодательной инициативе не обошлось без ГПУ (Главного правового управления) администрации президента.
Один из авторов проекта, член думского комитета по безопасности Геннадий Гудков не прогнозирует никакого ухудшения положения журналистов в связи с данными поправками. «Какие бы формулировки в закон ни заложили, действительность будет определяться не им, а отношением власти к СМИ, – заявил г-н Гудков в интервью RBC daily, – все зависит от правоприменительной практики». По его словам, главная проблема законопроекта – разграничить понятие краткосрочной антитеррористической операции по освобождению заложников и той «долгоиграющей ситуации, что на протяжении многих лет сложилась в Чечне, с ее регулярными зачистками», подчеркивает депутат. Г-н Гудков намерен ко второму чтению добиться введения разных правовых режимов для столь различных типов контртеррористических операций. «Раньше была хорошая формулировка – чекистско-войсковая операция, рано мы от нее отказались, – с сожалением отметил депутат. – Не можем же мы весь Кавказ объявить зоной такой контртеррористической операции со всеми вытекающими из нее ущемлениями гражданских прав». Как бы ни толковали внесенные в Думу поправки, депутат убежден, что «авторский коллектив хотел только одного – не допустить утечки информации к террористам». Г-н Гудков подчеркнул, что разработанный в Думе документ мог бы быть еще более суровым, но депутаты встали на защиту свободы слова: «В частности, было такое предложение – запретить журналистам писать об ошибках руководителя штаба контртеррористической операции, но это было бы несправедливо, и мы не одобрили эту норму», – уточнил депутат.
Другого мнения придерживается руководитель фонда Защиты гласности Алексей Симонов. «Правоохранительные органы не хотят бороться с терроризмом, поэтому они заинтересованы в том, чтобы журналисты находились как можно дальше от происходящих событий», – заявил он RBC daily. По его мнению, аргумент о недопустимости утечки информации к террористам не выдерживает критики. «Лично я не знаю ни одного такого примера, – отмечает г-н Симонов. – А тот общеизвестный случай, когда по ТВ показали передвижения спецназовцев, готовящихся штурмовать «Норд-Ост», – довольно спорный аргумент, так как штурм начался раньше, чем эти кадры пошли в эфир». Что же касается ответственности за материалы «об оправдании терроризма», г-н Симонов считает такую формулировку «неправовой» и не исключает, что она будет оспорена в суде. gipp.ru