Журналистика в России по-прежнему остается одной из самых опасных профессий. По последним данным, опубликованным Фондом защиты гласности, положение российских журналистов за последний год только ухудшилось.
Данные последнего исследования, проведенного Фондом защиты гласности, показали, что журналистика в России по-прежнему остается одной из опаснейших профессий. «Положение с российской прессой остается тревожным», – заявил в среду президент фонда Алексей Симонов, комментируя результаты исследования, опубликованные на сайте фонда. «Согласно данным мониторинга нашего фонда, на территории Российской Федерации в течение 2005 года было зафиксировано 1322 конфликта, связанных с журналистами», – рассказал Симонов, пояснив, что год назад таких случаев было зафиксировано почти на сто меньше – 1236, а в 2003 году их было 1119.
Но есть в некотором роде и положительные изменения. Как сообщил «Газете.Ru» руководитель службы мониторинга фонда Борис Тимошенко, в 2005 году «ослабло криминальное давление на журналистов». Связано это, правда, не со стабилизацией ситуации, а с тем, «что более эффективными оказались другие методы – уголовное преследование, гражданские иски, цензура».
В 2005 году против журналистов и изданий было направлено 382 судебных иска против 373 в году 2004-м, при этом значительно возросла средняя сумма исков. 42 уголовных дела было возбуждено против представителей СМИ в прошлом году, тогда как в 2004 году таких случаев было только 35. Чаще журналистов стали задерживать сотрудники милиции: с 37 задержаний 2004 года число возросло до 47 в 2005 году.
«В Москве фактически ни одна уличная акция не обходилась без задержания журналистов», – сообщил «Газете.Ru» Тимошенко.
При этом руководитель службы мониторинга рассказал, как в Саратове журналиста посадили за даже не опубликованный материал. «Свой текст Эдуард Абросимов хранил в компьютере, читал его только редактор, решивший материал не публиковать, однако суд решил, что факт распространения был, и человек получил 7 месяцев тюрьмы», – рассказал сотрудник фонда «Газете.Ru».
Что же касается криминального давления на СМИ, то здесь динамика действительно положительная. Семь журналистов погибли в 2005 года, в то время как в 2004 году таких было 14.
Двенадцать нападений произошло на редакции против 15 в 2004 году. «Хотя говорить о резком улучшении ситуации все равно нельзя, – считает Тимошенко, – взять хотя бы случай с газетой «Добрые соседи» из Марий Эл, которая из 16-полосного солидного издания превратилась в редко выходящий листок, выпускаемый одним редактором». «А ведь за это время были и убийства журналистов, и нападения на редактора и саму редакцию, были даже случаи увольнения родственников сотрудников редакции», – рассказали «Газете.Ru» в фонде. Вдвое больше в 2005 году было случаев незаконных увольнений сотрудников СМИ: 11 против 5 в 2004 году. Было зафиксировано 233 отказа в доступе к информации, тогда как на год раньше таких случаев было на 20 меньше.
Как сообщают в фонде, по сравнению с 2004 годом незначительно уменьшилось количество угроз в адрес журналистов, меньше было зафиксировано случаев выселения редакций из занимаемых помещений. А вот отключений от эфира в минувшем году было зафиксировано 23 против 19 в 2004 году. «Огорчает слабая раскрываемость преступлений, совершенных против журналистов, – рассказал Тимошенко, – к тому же вскрылась еще одна проблема: самоцензура, то есть людей уже необязательно бить, они сами все прекрасно понимают». «Конечно, мы просто физически не можем отследить все факты нарушения прав журналистов и СМИ, поэтому многие из них, к сожалению, не зафиксированы», – добавляет от себя руководитель фонда Алексей Симонов.
«А кроме того, хочу отметить, что отсутствие во многих регионах информации о конфликтах, связанных с журналистами, скорее говорит о смерти прессы, чем ее благополучии».
Илья БАРАБАНОВ, Газета.ру