Журналистам часто приходится готовить репортажи с митингов, собраний и церемоний. Обычно там все предсказуемо. Докладчик выступает, награжденный благодарит, аудитория аплодирует. Материалы о подобных мероприятиях сводятся к перечислению говоривших и цитат из их речей. Читать такое, думаю, скучно даже тому, о ком написали. А ведь текст можно было сделать интересным.
Более того, материалы с презентационных мероприятий могут быть шедевральными, и один из таких текстов я далее процитирую. Пока же — алгоритм работы с подобной темой.
Вначале ищем конфликт
Будет ошибкой считать, что в постановочном мероприятии его нет, если никто не напился и не подрался.
Обратите внимание на другой конфликт, на вечное расхождение между «быть» и «казаться». Этот конфликт есть всегда, и чем пристальнее вы приглядитесь, тем отчетливее вы его увидите.
Например, церемония вручения дипломов передовикам производства в какой-то организации. Начальник толкает длинную речь о том, насколько важен, полезен и прекрасен труд награжденных. А сами награжденные обсуждают между собой вчерашнюю вечеринку или раскладывают пасьянс на мобильнике. То есть им этот труд нужен, как собаке пятая нога.
Или кто-то из лауреатов, явно нацелившись уже на следующую премию, в ответном слове начинает до неприличия восторгаться начальником. Записывайте слово в слово! Это же человеческие отношения. Самое интересное, что может быть в материале.
Почувствуйте себя театральным критиком, который оказался на представлении и пытается оценить, насколько складен сюжет и как успешно играют актеры.
Фиксируйте оговорки, они часто показывают, что человек думает на самом деле. Да и обычные слова показывают, только надо уметь их услышать. Вот что услышал Валерий Панюшкин перед началом митинга, посвященного памяти жертв трагедии в Беслане
«Рации милиционеров говорили:
— К тебе колонна идет с моста, рассредоточь ее, чтоб одинаковые лозунги рядом не стояли.
На трибуну поднялся какой-то человек и сказал:
— Техническая проверка,— и стал говорить в микрофон числительные: 235, 236, 237…
— Он что, погибших считает? — тихо сказала рядом со мной пожилая женщина в черном. — Ему еще долго считать».
С конфликтом определились.
Теперь нужно показать мотивы действующих лиц
Не называть, а именно показывать конкретные движения, чтобы читатель из этого сделал нужный нам вывод. Например, Валерий Панюшкин не пишет прямым текстом, что на митинге были как искренне сочувствующие пострадавшим, так и равнодушные, которых на митинг согнали. Он показывает эпизоды митинга, по которым мы сможем сделать такой вывод:
«Митинг начался с минуты молчания. Многие люди, сидевшие на бордюрах, во время минуты молчания не почли нужным встать…»
«Поэтесса Дина Мамчуева сказала, что в Беслане погибли дети, чистые души, цветы жизни, ангелы. На слове «ангелы» женщина рядом со мной стала вытирать слезы, а девушка, державшая плакат «Враг будет разбит, победа будет за нами» стала звонить домой и говорить, что освободится еще часа через полтора».
Журналисту нужно научиться не рассказывать, а показывать
Сравните два описания одной и той же сцены:
1. Награжденный медалью Иван Петров пообещал дальше совершенствоваться в своей профессии и достигать новых успехов. Присутствующие его поддержали в этом стремлении.
2. Иван Петров с медалью на лацкане пиджака подошел к микрофону. Еще раз посмотрел на медаль, поднял голову и прошептал: «Вот уж не думал на старости лет…» Из левого глаза вытекла слеза. «Но я все сделаю. Обязательно сделаю», — награжденный взял себя в руки.
«Петрович, с тебя пузырь!» — заорал мужчина из первого ряда. «И это сделаю», — заулыбался награжденный, уже совсем освоившись.
Чем второе описание отличается от первого?
Тем, что в нем есть действия и цитаты — то, что мы могли бы увидеть и услышать, если бы сами присутствовали на месте события. Такое описание создает картинку.
Как помочь читателю увидеть то, что видели вы?
Просто записывайте, какие слова были произнесены и какие движения совершены. А вот если начнете обобщать, картинки не будет. Примеры обобщений — фразы «пообещал дальше совершенствоваться в своей профессии», «присутствующие поддержали». Мы не знаем, какими словами обещал и как присутствующие поддержали, и увидеть эти сцены не можем.
В ваш репортаж пойдут не все слова и действия, а только те, которые передают самое интересное в событии.
Этот прием называется «пунктир». Вам не надо переписывать всю речь. Достаточно нескольких ярких фраз. Например, вот как Валерий Панюшкин передал выступление Юрия Лужкова:
«Начался дождь. К микрофону подошел мэр Москвы Юрий Лужков и сказал:
— Вчера я был в Беслане, там небо плакало над погибшими детьми. Сегодня в Москве небо плачет, провожая в последний путь тех воинов, которые погибли, спасая детей…
У него дрожал голос:
— Мы не должны быть равнодушными, потому что террорист живет рядом. Мы должны спросить силовые структуры, как современное российское оружие попадает к террористам…
Тут одна часть речи мэра закончилась и началась другая:
— Мы должны спросить правительство, почему нам запрещают вводить регистрацию, которая защищает наш город».
Необязательно привязывать начало и конец репортажа к началу и концу мероприятия
Ведь приготовления могут быть гораздо интереснее самой церемонии. Вот как описывает подготовку к митингу
Валерий Панюшкин: «В начале улицы Варварка стояло милицейское оцепление и девять рамок металлоискателей. Люди начали приходить часа за три до митинга, и у рамок то собиралась огромная толпа, то вообще никого не было. Это было так потому, что люди пришли на митинг не поодиночке и не семьями, а трудовыми коллективами, и весь трудовой коллектив, партия, профсоюзная организация или университет подходили к рамкам металлоискателя разом, организованно, создавая давку. Настроение царило несообразно поводу праздничное. Бежали студенты со стопками маек и флагами, преподаватели пересчитывали своих подопечных, журили, что мало их пришло с такого-то факультета, грозили, что факультету за это влетит».
Теперь самый главный совет. У вас ничего не получится, если вы будете пытаться понравиться тем, о ком пишете. Нравиться нужно читателю, а про персонажей достаточно не врать.
Александр Колесниченко, редактор отдела «Общество» газеты «Новые известия», доцент МГУ Печати
Источник: redactor.in.ua