Пресс-служба церкви “Новое Поколение” в Красноярске отреагировала на показанный по местному телевидению “Большой репортаж” и опровергла некоторые содержавшиеся в нем негативные утверждения, касающиеся деятельности церкви. Далее приведен полный текст открытого письма с цитатами и объяснениями.
В ноябре 2007 года наблюдательные зрители могли заметить бегущую строку в эфире канала ТВК примерно следующего содержания: «Кто обладает информацией о церкви Новое Поколение, просьба позвонить по телефону…». Администрация церкви связалась с автором объявления. Договорились о встрече с пастором церкви Сергеем Сенокосовым. Выяснилось, что это Илья Зайцев, корреспондент ТВК, готовил «Большой репортаж». В связи с этим и собирал информацию. Пастор Сенокосов выразил готовность предоставить исчерпывающую информацию о церкви и ее деятельности. В итоге договорились держать связь через пресс-службу церкви Новое Поколение. Я связался с Ильей Зайцевым и по его просьбе мы доставили в офис ТВК видео продукцию церкви Новое Поколение. (фильмы «1 000 001 «Миллион первый, «1 на Одни», «5 лет в Авангарде», «Поколение Underground» и многие другие).
20 января в 20.30 в эфир вышел репортаж «Религиозное вторжение». Думаю, у журналистов и зрителей после просмотра репортажа появились вопросы к церкви «Новое Поколение» или к Илье Зайцеву. Что касается вопросов к церкви, попытаюсь ответить. Насчет вопросов Илье могу только задать.
Мне непонятна фраза И. Зайцева «Красноярский лидер организации «Новое поколение» Сергей Сенокосов от общения с нами отказался». Что это? Банальная ложь, которую нельзя опровергнуть? Попытка осветить событие в одностороннем порядке, игнорируя комментарий другой стороны? Или это боязнь, что при объективных комментариях пастора С. Сенокосова репортаж И. Зайцева теряет не только свою «остроту», но и всякий смысл? На эти вопросы может ответить только И. Зайцев. Но ответит ли? И. Зайцев очень хотел снять служение церкви Новое Поколение, о чем свидетельствовали его многочисленные SMS сообщения. Предложенные видео записи в любом удобном формате его не устраивали. В итоге после некоторых согласований в воскресенье (9 декабря 2007) съемочной группе ТВК позволили снимать около часа утренней службы. После съемок в беседе со мной и администратором церкви В. Башаровым И. Зайцев выразил свое удовлетворение увиденным. «Мне очень понравилось»,- сказал Илья,- «люди у вас хорошие, доброта какая-то. Особенно фильм про детей». Я оставил Илье свои контакты, на случай, если ему понадобится комментарии пастора С. Сенокосова. В течении месяца Илья так и не позвонил. Во время воскресной службы пастор Сергей Сенокосов по понятным причинам не мог дать интервью, он вел церковную службу.
Что означает «глоссалия, по словам религиоведов, полусознательное истеричное бормотание…»? Странно, почему Илья не называет имен религиоведов? У нас в городе есть опытные религиоведы, которые пользуются авторитетом как у светских, так и у религиозных специалистов края и всей России. Вероятно, об этих специалистах корреспондент не знал. Легче в поисковой системе набрать «глоссалия», зайти на первую ссылку и получить определение термина от анонимного «религиоведа». Я попытался провести подобное «исследование». Набрал в поисковике «глоссалия». Зашел по первой же ссылке. Вот более полная цитата, может быть того самого «религиоведа» : «В Библии есть не одна цитата, которая касается говорения языками. <…> Все, что я слышал об этом даре в сегодняшние дни вызывает у меня, мягко говоря, недоумение. Это из статьи о пятидесятниках… “Глоссалия – такой термин применяют к уже упомянутому нами «говорению на языках». Она представляет собой бессмысленное бормотание…” (конец цитаты). Для религиоведов не секрет, что феномен глоссалии (практиковавшийся Апостолами Иисуса Христа, подробно и неоднократно описанный в Новом Завете) является предметом дискуссии в христианских кругах. Но зачем утруждать себя исследованием вопроса, узнавать и сопоставлять полярные мнения и аргументы. Намного проще найти в интернет-форуме определение анонимного «религиоведа» и выдать его в эфир. Может так оно и было. Но мне кажется, зритель имеет право, на более исчерпывающую (не говорю даже объективную) информацию.
А «цитаты из заключения Красноярских специалистов» которые видимо проводили экспертизу религиозной практики церкви «Новое Поколение». Кто эти специалисты? Кто заказывал экспертизу? На каком основании зарегистрированная религиозная организации, религиозная практика, которой уже прошла религиоведческую экспертизу федеральных специалистов, подвергается экспертизе еще раз? И, на основании каких материалов или исследований она проводилась? На эти вопросы автор не отвечает. Да и зачем? А может быть вопросы даже не возникали? А может у автора давно уже сформировано мнение, и он не собирался его менять.
Удивила фраза, что прокуратура расследовала «случаи нарушения законодательства в деятельности Церкви Новое Поколение в Ярославской области». Для справки И. Зайцеву и всем: В Ярославской области нет церквей, принадлежащих международному движению «Новое Поколение». Возможно, автор цитировал заключение о деятельности церкви с таким же названием, не удосужившись выяснить конфессиональную принадлежность церкви. Мне это не известно. На мой взгляд, такие реплики позволяют увидеть «глубину» исследования вопроса. Но автор сделал так, что в контексте фраз: нарушение Конституции РФ, расследование прокуратуры, «суицид» прозвучало «церковь Новое Поколение». И хотя Церковь Новое Поколение в Красноярске не нарушала закон и не приводила никого к суициду, позвольте спросить: с какими словами будет ассоциироваться у зрителей церковь Новое Поколение после просмотра репортажа. Кстати, в Красноярске есть еще одна церковь, которая называется «Новое Поколение». В силу того, что это не торговая марка, любая религиозная организации может назваться таким именем, и при этом не иметь никакого отношения к международному движению церквей «Новое Поколение». Вероятно этого Илья Зайцев тоже не знал.
Насчет сбора пожертвований. Понятие «десятина», «добровольные пожертвования» всегда будут слышны в контексте церкви, церкви любой конфессии. Новое Поколение в г. Красноярске, в соответствии с уставной деятельностью и действующим законодательством РФ собирает, приходует и распределяет добровольные пожертвования. В церкви есть счетная комиссия, ревизионная комиссия, бухгалтер и кассир.
Церковь предоставляет отчеты о «Целевом использовании полученных средств» в налоговые органы. За 2006 год из общей суммы собранных пожертвований Церковь использовала:
На социальную и благотворительную помощь ——————————————————20,33%
Проведение богослужений, конференций, и семинаров ——————————————-22,60%
Расходы, связанные с оплатой труда (включая начисления) ———————————– 16,62%
Прочие (Расходы на содержание офиса) ————————————————————- 2,97%
Приобретения основных средств, инвентаря и иного имущества——————————- 20,57%
Прочие (участие в реконструкции Культурно-досугового центра «Новое Поколение») — 16,91%
Насчет того, что «администрацию города ввели в заблуждение», было бы не лишним заметить, что перед началом всех согласований начальнику отдела архитектуры и строительства администрации Кировского р-на было направлено письмо о реконструкции под Культурно-досуговый центр «Новое Поколение» упомянутого в репортаже здания.
Вот цитата из документа: «Реконструкция здания планируется для обеспечения работы христианской церкви, некоммерческих организаций и благотворительных фондов». Далее приводится описание деятельности церкви с указанием всех ее реквизитов. Жаль, что Илья этого не знал.
Демонстрируя отрывки из фильма «Миллион первый», Илья сказал: «это кадры с DVD диска, который распространяется в Красноярске среди родителей наркозависимых, фактически это реклама помощи наркоманам. В ролике ни слова про «Новое Поколение…». Может быть, Илья не заметил, но на обложке диска логотип студии церкви, фильм начинается с титра «Церковь «Новое Поколение» представляет…». Первое лицо в кадре – это Сергей Сенокосов, который тут же подписан в титре как пастор церкви «Новое Поколение», и т. д.. Если бы я списал это на невнимательность автора, обвинил бы его в профессиональной некомпетентности. Если я скажу, что это дешевая подтасовка или наглая ложь, то это обвинение еще жестче. Тогда что это? Скорее всего, в очередной раз мы останемся без ответа.
А насчет «эксплуатации имиджа православной церкви» с целью вовлечения наркоманов. У Нового Поколения есть свой имидж, и он отличается от того, который, по видимому, пытался создать Илья. Да и какая церковь захочет «вовлекать наркоманов» в свои ряды. А бросить тень на социальную работу по помощи людям оказавшимся в беде гораздо легче, чем эту самую помощь оказывать. Может быть, Илья знает эффективный способ помощи наркоманам? Почему же он не сказал об этом?
Важно заметить, что «проверке соответствующих органов» подвергались не только «благотворительные организации Нового Поколения», но вообще все благотворительные и религиозные организации края. График этих проверок опубликовывали на сайте министерства юстиции. Почему-то результатами проверок Илья не интересовался, а может интересовался, но не стал об этом говорить в сюжете.
На вопрос «дошли ли игрушки до детей» отвечаю: 960 детей из 9-ти детских домов Красноярска и края получили в подарок от жителей и от организаций города игрушки, развивающие игры, одежду и детское питание. (при желании Илья мог бы получить все акты приема-передачи подарков). Подробная информация об этом в фильме «Подари Ребенку Рождество», который Илья имеет возможность посмотреть.
Старый прием: посадить человека спиной к видео камере, выдав его за бывшего прихожанина какой-то церкви. Но Ольгу «бывшую прихожанку» выдает ее сленг, не характерный для прихожан Нового Поколения, даже для бывших. Тем более ее фраза: «советовали: не говори родителям», даже для людей, поверхностно знакомых с религией, звучит бессмысленно. Если в церковь приходят молодые люди, студенты, служители настоятельно рекомендуют поставить родителей в известность или, с согласия, ребят делают это сами. Ведь в Священном Писании написано «почитай отца твоего и мать» (Библия, кн. Исход, 20 глава).
Насчет факса от Агентства образования и о «нарушении Федерального закона №44 о государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей». Организаторы акции «Подари Ребенку Рождество» перед стартом проекта проконсультировались со специалистами Агентства и реализовали проект с учетом правовых и процедурных рекомендаций краевого Агентства образования и других компетентных органов. Нужно учесть, что интервью Светланы Маковской (зам. руководителя Агентства образовании Кр. кр.) было записано намного раньше консультаций по проекту «Подари Ребенку Рождество». В связи с этим, работники образования, видимо, еще не были осведомлены о сути и о целях проекта, чем скорее всего, и воспользовался автор репортажа «религиозное вторжение».
Говоря о приюте «Поздний дождь» Илья Зайцев сказал: «Это еще один проект, которым после нашего обращения заинтересовались силовые структуры». От себя могу добавить, что силовые структуры уже давно интересуются этим проектом (имеется в виду Приют «Поздний дождь»), учитывая то, что милиционеры не раз просили помощи в адаптации беспризорных детей у работников приюта. Кстати, деятельностью приюта по адаптации беспризорных детей и их семей заинтересовались и коллеги Ильи Зайцева из компаний «Электрон ТВ» (ТВ- Центр), «СТС-Прима», «Енисей регион» (краевой государственный канал), выпустив в эфир сюжеты о том, как родители страдавшие алкоголизмом, находились на грани развала семьи и лишения родительских прав. Обратившись в приют «Поздний дождь» за помощью многие наладили свою жизнь, устроились на работу, воспитывают своих детей. Сегодня к этим родителям нет претензий от органов социальной защиты. Об этом Илья Зайцев предпочел умолчать. Он считает: «дети попадают в центр, и власть не может контролировать их».
Что значит «контролировать», нужно, конечно спросить у Ильи. И что подразумевается под словом «власть»? Если это органы опеки и соц. защиты, то «власть» сама не раз обращалась в приют с просьбой принять особо «трудных» детей. После чего специалисты, наблюдающие этих детей констатировали огромные сдвиги в развитии и социализации «трудных» подростков, говоря: «мы первый раз увидели как этот ребенок улыбается или играет с другими детьми».
Илья сетует, что работники приюта «не смогли предоставить письменные разрешения родителей или органов опеки», которое дает право водить детей в Воскресную Школу церкви. «Не смогли предоставить» – это означает не смогли привезти эти документы в офис ТВК в воскресенье вечером (9 декабрь 2007). а именно этого, по словам директора приюта, хотел, или требовал И. Зайцев. В понедельник утром эти документы ему уже не понадобились и от встречи он отказался.
Стоит также заметить, как происходило знакомство И. Зайцева с приютом «Поздний дождь». Съемочная группа ТВК во главе с Ильей Зайцевым скрытно, через забор снимала окна христианского центра социальной реабилитации для беспризорных детей «Поздний дождь» (приют «Поздний дождь»). Работники приюта, заметив съемочную группу, вышли на улицу с целью пригласить гостей внутрь и продолжить съемки там, заодно и выяснить причину интереса. (Поскольку региональные и федеральные СМИ не раз наведывались в гости). Неизвестно, был ли это испуг или «тактический ход», но Илья Зайцев не пошел на контакт и с места съемок скрылся. Через некоторое время несанкционированная съемка продолжилась. Работники приюта вышли на улицу и пригласили корреспондента продолжить съемки внутри. Это видео, которое было использовано в репортаже. Для того, чтобы дать интервью, специально приехала директор приюта Любовь Епончинцева. Отсняв материал внутри приюта, Илья Зайцев отменил интервью, сославшись на то, что у них порвалась видео пленка. Кстати деятельность этого приюта освещалась в предыдущем «большом репортаже» 13 января 2008 г. Натальей Кечиной.
В нашем крае более 100 зарегистрированных протестантских церквей. Это 42% от всех религиозных организаций, включая мусульман иудеев кришнаитов, мормонов и т. д.. 5 из них – это церкви Новое Поколение. Большинство протестантских церквей направляют свою деятельность на служение ближнему. Это заповедь Господа Иисуса Христа. Собственно, все проекты и организации, упомянутые автором, созданы с этой целью. Конечно, право автора трактовать деятельность «Нового Поколение», как ему заблагорассудится. Но неужели наше общество страдает чрезмерным рвением к благотворительности, что даже такие небольшие попытки привить населению привычку делать добро, вызывает такую реакцию журналиста. Неужели у нас слишком много подарков у детей сирот, слишком много заботы о беспризорниках, и слишком много наркоманов бросают употреблять наркотики. Мне кажется, не стоит устраивать «охоту на ведьм», ища тайную подоплеку в чьей-то благотворительной деятельности. Думаю, современный журналист может найти много сфер для более благородной деятельности.
С уважением, Василий Пискун.
Пресс-служба церкви «Новое Поколение»
г. Красноярск