Руперт Мэрдок собирается захватить украинский медиарынок, вложив в него десятки миллионов долларов. В ближайшем будущем в украинское телевидение могут влиться несколько миллионов долларов, принадлежащих известному медиамагнату Руперту Мэрдоку. Об этом заявил представитель компании News Corporation на Украине Владимир Воронов. Видимо, встреча Мэрдока с Ющенко во время недавнего визита бизнесмена на Украину оказалась весьма продуктивной.
Воронов пояснил, что руководство News Corporation пока точно не определилось, какой именно сегмент украинского медиарынка наиболее интересен для компании. Наиболее вероятны два варианта развития событий: создание нового телеканала или выкуп контрольного пакета акций уже существующего, с тем чтобы в короткий срок вывести его на лидирующие позиции. Также возможна покупка сразу нескольких каналов – кабельного, спутникового и, возможно, одного из национальных.
«Экспансия компании на украинский медиарынок обещает быть масштабной» Пока News Corporation представлена на Украине «дочкой» News Media Ukraine, а также фирмой, которая занимается наружной рекламой. Экспансия компании на украинский медиарынок обещает быть масштабной: в Россию вложены десятки миллионов долларов, а возможные инвестиции на Украину, по предположениям зарубежных экспертов, будут исчисляться даже сотнями миллионов. По мнению аналитиков, такой прорыв вполне обусловлен реалиями украинского рынка, который в меньшей степени развит и структурирован, чем, например, российский. При удачном развитии событий в финансовой империи Мэрдока может появиться перспективное инвестиционное пространство.
Телевидение из рук в руки
Впрочем, у Мэрдока достаточно интересов и в России, и убыточным бизнес News Corporation в нашей стране никак не назовешь. Компании принадлежит News Outdoor Russia — одна из крупнейших российских компаний, занимающихся наружной рекламой. Уже в конце 90-х представители Мэрдока приезжали в Россию на переговоры с Борисом Березовским о продаже телеканала «ТВ-6». Около года назад News Corporation вело серьезные переговоры с «НТВ-плюс» о возможной покупке – тогда специалисты оценивали российскую спутниковую компанию приблизительно в 1 млрд. долларов, учитывая, что годовой оборот компании составлял около 250 млн. долларов.
Кстати, российское спутниковое телевидение сильно интересовало Мэрдока, и принадлежащий ему спутниковый канал BSkyB одно время разрабатывал совместный с «НТВ-плюс» проект Sky.
Однако после ряда встреч возглавлявший тогда ОАО «Газпром-медиа» Александр Дыбаль заявил, что «НТВ-плюс» никто продавать не собирается, а встречи с представителями News Corporation носили консультационный характер. Кроме телевидения и рекламы компания Мэрдока приобрела радиостанцию «Наше радио» и ее проект «Радио Ультра». Однако этот проект принес меньше прибыли, чем предполагалось, его благополучно закрыли, и взгляды зарубежных инвесторов вновь обратились к российскому телевидению.
Теперь речь идет о покупке 35% акций канала REN-TV у холдинга «Северсталь-групп». Холдинг приобрел 70% акций REN-TV в конце июня этого года и уже объявил о готовности продать 19% (приблизительная стоимость колеблется между 40 и 60 млн. долларов). Представители Мэрдока откликнулись на предложение, но их интересует не менее 35% акций, поскольку компания хочет влиять на политику телеканала. Если в «Северсталь-групп» согласятся на такое предложение, то контрольный пакет акций будет потерян, и обе компании будут владеть блокирующими пакетами. Между тем аналитики утверждают, что такой оборот дела не выглядит нереальным, и при соответствующем предложении News Corporation может купить и максимально дозволенные российским законом 49%.
Монополизация всей Украины
Украинский медиабизнес после оранжевой революции заметно оживился. Украинский холдинг Media International Group, владеющий киевскими «Столичными новостями» и «Новым русским словом», приобрел «Московские новости». После перестановок в «Коммерсанте» Березовский направил генерального директора ИД «КоммерсантЪ» Андрея Васильева налаживать работу украинского отделения «КоммерсантЪ-Украина». Опальный олигарх в последние полтора месяца несколько раз прямо заявил, что он заинтересован в инвестициях на Украину, и в первую очередь в медийный бизнес.
Такой инвестиционный бум в СМИ объясняется крупным ростом рекламного рынка, в первую очередь на телевидении, и крупные игроки стремятся занять лидирующие позиции. При этом украинский рынок гораздо уязвимее российского: ограничений по монополизации на законных основаниях не существует. Конечно, есть ряд ограничений — например, три четверти программ в обязательном порядке должны выходить на украинском языке. Однако статья 22 Закона Украины о телевидении и радиовещании запрещает предприятиям связи отказывать в предоставлении технических средств вещания и передачи сигнала организациям, которые имеют лицензию Национального совета и не имеют задолженности по оплате этой услуги. Так что границы монополизации украинских СМИ весьма расплывчаты, и опытные бизнесмены не замедлят занять пустующую нишу. Константин ФИЛАТОВ, “Взгляд”