В ближайшее время в парламент Украины поступит законопроект, предполагающий регистрацию интернет-изданий в качестве средств массовой информации. Если законопроект будет принят, деятельность интернет-изданий автоматически попадет под действие закона «Об информации».
Как сказал «Рынку.bіz» голова Национального союза журналистов Украины Игорь Лубченко, ранее журналистские организации старались вместе из интернет-изданиями разработать соответствующий законопроект, но они категорически отказались от этого.
По мнению господина Лубченко, основной проблемой деятельности Интернет-изданий является большое количество «черного PR`а», но лица, против которых он направлен, не могут адекватно аппелировать к таким изданиям. В то же время, по мнению главы НСЖУ, причиной того, почему «интернетчики» не хотят себя легализировать является то, что они тогда не смогут публиковать непроверенные, «жаренные» факты, что дает им популярность.
«Экономические известия» напоминают, что украинским законодательством до сих пор не предусмотрена судебная ответственность интернет-изданий за публикуемую информацию. Инициаторы законопроекта утверждают, что это улучшит ситуацию в правовом поле и заставит журналистов, работающих в подобных изданиях, более тщательно относиться к подготовке своих текстов. При этом, как считает глава комитета ВР по свободе слова Андрей Шевченко, регистрация интернет-изданий в качестве СМИ должна быть добровольной. «Это обеспечило бы им такие же права, как и печатным СМИ. Речь идет о правах на получение аккредитации, доступа к информации. Все другие попытки ужесточить регулирование несут в себе риск ущемления свободы слова»,— считает господин Шевченко.
«В случае приравнивания интернет-изданий к СМИ проблемы распространения неправдивой информации лягут на плечи фактических владельцев интернет-изданий, и на них будут распространяться все нормы и положения закона «Об информации»,— считает адвокат Андрей Федур.
По мнению главного редактора интернет-издания «Тема» Олега Ельцова, принятие закона может принести цензуру в интернет-издания. «Люди изданию либо верят, либо нет, независимо от того, стоит ли оно на государственном учете. Анонимность, которую получает автор интернет-издания, помогает делать честные материалы, не боясь цензуры и гонения»,— считает господин Ельцов.
По мнению члена правления Интернет-ассоциации Украины Эллины Шнурко-Табаковой, государство не имеет права вмешиваться в процессы, происходящие в интернете. «Подобная идея свидетельствует о приверженности авторов законопроекта старому методу «все забрать и распределить». Государство не имеет права подчинять себе чью-либо предпринимательскую деятельность — оно может ее регулировать и дерегулировать, а последнее в нашей стране намного более актуально»,— считает госпожа Шнурко-Табакова.
По словам исполнительного директора Всеукраинской рекламной коалиции Максима Лазебника, объем средств, привлеченных за рекламу в украинском интернете, равнялся в 2006 г. $6 млн., из них $1 млн. составила политическая реклама. При этом, как утверждает господин Лазебник, 50% этого рынка контролируют Bigmir.net и Ukr.net. Для сравнения: объем проданных площадей наружной рекламы составил в 2006 г. $140 млн. ГИПП