За прошедший год тиражи газет мира заметно выросли, объявила 30 мая Всемирная газетная ассоциация (WAN). Одновременно существенно увеличились и рекламные доходы. Как сообщает WAN, глобальные продажи газет выросли за прошлый год на 2.1%. В отличие от предшествующих периодов, когда рост обеспечивался исключительно за счёт развивающихся рынков, в этом году он наблюдался и на многих зрелых рынках.
«Это были потрясающе позитивные 12 месяцев для глобальной газетной отрасли, – отметил Timothy Balding, генеральный директор WAN. – Мы уже привыкли к существенному росту тиражей в развивающихся странах, но уже давно не наблюдали подобного оживления на столь многих зрелых рынках. Газеты, очевидно, переживают ренессанс, который обеспечивают им новые продукты, новые форматы, новые издания, новые редакционные подходы, более совершенные технологии распространения и маркетинг».
«Несмотря на невероятное конкурентное давление на рекламном рынке, газеты не только сумели сохранить свои доходы, но и значительно преумножили их», – сказал он.
Новые данные, полученные в результате ежегодного анализа тенденций мировой прессы WAN, были представлены более 1400 издателям, редакторам и другим руководителям газетных компаний из 82 стран мира, прибывшим в Сеул для участия в 58-ом Всемирном газетном конгрессе и 12-ом Всемирном форуме редакторов.
Вот как выглядят основные показатели за 2004 год:
– Глобальный тираж газет вырос на 2,1%, достигнув нового рекордного уровня в 395 млн.экземпляров в день.
– Общее число ежедневных изданий увеличилось за год на 2%, а с 2000 года – на 4.6%.
– 2004 стал лучшим за последние четыре года по рекламным показателям – рекламные доходы газет выросли на 5.3%.
– Аудитория газетных сайтов увеличилась за год на 32%, а за пять лет – на 350%.
В этом году в обзор, ежегодно издаваемый WAN с 1986 года, включены данные по всем 215-ти странам и территориям, где издаются газеты.
В обзоре «Тенденции мировой прессы – 2005» приводятся следующие данные:
Тиражи
– Совокупный тираж ежедневных газет вырос в 2004 году на 2.1%, а за пять лет – на 4.8%.
– Продажи газетных тиражей выросли в 44% включенных в исследование стран и оставались стабильными еще в 12%. На 31% из этих рынков отмечен прирост также и за пять лет.
– Каждый день газеты покупают более 394 миллионов человек (в 1999 году – 374 млн.). Читательская аудитория превышает в среднем миллиард человек в день.
– ? самых продаваемых ежедневных газет мира издаются сегодня в Азии. Китай перехватил у Японии лидерство и стал страной с самым большим числом изданий, входящих в сотню самых продаваемых газет top-100.
Рейтинг top-100 открывает японская “Yomiuri Shimbun” с ежедневным тиражом в 14,067,000 экземпляров, а закрывают шесть газет – по две из Китая, Таиланда и Тайваня – продающих по 600,000 экземпляров в день.
– В пятерку крупнейших газетных рынков вошли Китай, где ежедневно продается 93.5 млн.экземпляров газет; Индия – 78.8 млн.; Япония – 70.4 млн.; США – 48.3 млн.; и Германия – 22.1 млн. Среди них в 2004 году продажи выросли в Китае, Индии и Японии, а в США и Германии снизились.
– Увеличение продаж тиражей по сравнению с предыдущим годом отмечалось в Азии – на 4.1%, в Южной Америке – на 6.3% и в Африке – на 6%. Сократились продажи тиража в Европе – на 1.4%, Северной Америке – на 0.2%, Австралии и Океании – на 1%.
– В газетах Евросоюза тиражи в 2004 сократились на 0.7%, однако за пять лет сокращение составило всего 0.4% (или 360,000 экземпляров).
В 2004 году газетные тиражи выросли в 8 странах ЕС, в то время как в 2003 году – всего в одной. Это Австрия – 1.9%; Бельгия – 0.54%; Эстония – 2.39%; Финляндия – 0.53%; Италия – 0.19%; Польша – 15.21%; Португалия – 5.78% и Испания – 1.31%.
Сокращение тиражей отмечено в Чехии – -0.36%; Дании – -4.06%; Франции – -1.28%; Германии – -2.11%; Греции – -0.64%; Венгрии – -4.55%; Ирландии – -3.89%; Латвии – -0.56%; Люксембурге – -0.02%; Нидерландах – -3.35%; Словакии – -5.14%; Швеции – -0.43% и Великобритании – -4.43%.
За пять лет с 2000 по 2004 гг. тиражи сократились в Бельгии – -5.21%; Чехии – -2.52%; Дании – -10.53%; Эстонии – -1.91%; Финляндии – -2.12%; Франции – -5.81%; Германии – -7.73%; Греции – -9.25%; Венгрии – -9.48%; Италии – -5.53%; Люксембурге – -4.27%; Нидерландах – -8.54%; Словакии – -11.28%; Испании – -0.49%; Швеции – -1;29% и Великобритании – -11.41%.
За тот же период тиражи выросли в четырех странах: Австрии – 2.68%; Ирландии – 29.27%; Латвии – 10.56% и Польше – 43.99%.
В европейских странах, не входящих в Евросоюз, тиражи сократились в Исландии – -4.7% и Швейцарии – -2.0%, и увеличились в Турции – 11.6%.
За пять лет тиражи сократились в Исландии на 25%, а Норвегии на 6.7%. В Турции за пять лет тиражи газет увеличились на 20.2%.
– Тиражи американских ежедневных газет сократились в 2004 году на 1.0%, а за пять лет – на 2.06%. Продажи утренних газет сократились всего на 0.09%, а за пять лет выросли на 0.25%; продажи же вечерних выпусков сократились на 6.2% и 14%, соответственно.
– В Японии в 2004 году продажи тиражей выросли на 0.04% – впервые за много лет. За пять лет тиражи сократились на 2.13%.
– В Китае сохраняется положительная динамика. Продажи тиража увеличились за год на 3.7%, а за пять лет – на 26.5%.
– В России увеличилось количество ежедневных изданий: с 472 в 2003 до 485 в 2004 году, или на 2.75%. Достоверные данные по тиражам в России отсутствуют.
– В Латинской Америке, где так же достаточно трудно получить достоверные данные, увеличение тиража в 2004 году отмечено в Бразилии – 0.8%. При этом за пять лет тиражи бразильских газет сократились на 17.2%. Коста-Рика сообщает о сокращении тиражей в 2004 на 2.06%, и о приросте в 0.07% за пять лет. В Боливии в 2004 году тиражи газет увеличились на 1.5%.
– Продажи индийских газет выросли в 2004 году на 8%, а за пять лет – на 14%. В Пакистане продажи выросли на 3% за год и на 13% за пять лет.
– Что касается других стран Азии, то здесь увеличение тиража отмечалось в Сингапуре – на 3% за год, в Малайзии – 4%, Индонезии – 6.5% и Монголии – 31%.
– В Австралии тиражи сократились на 1.21% за 2004 год и на 4.83% за пять лет. В Новой Зеландии тиражи в 2004 году оставались стабильными, а за пять лет сократились на 4.96%.
– Самыми активными покупателями газет остаются норвежцы и японцы – проникновение газет здесь составляет 651 и 644 на тысячу населения, соответственно. Третье место принадлежит Финляндии (522 на тысячу), а четвертое – Швеции (489 на тысячу).
Новые издания
– Общее количество ежедневных газет увеличилось в 2004 году на 2%, а с 2000 года – на 4.6%, составив 6,580 ежедневных изданий.
– В 81% стран, предоставивших соответствующие данные, в прошлом году отмечался рост числа ежедневных газет. За пять лет число ежедневок увеличилось в 44% стран.
– В Азии количество ежедневных изданий увеличилось на 4.1%; в Европе – на 1.3%; в Южной Америке – на 1.1%, в Австралии и Океании – на 1.4%; в Африке – на 10.4%. В Северной Америке число ежедневок сократилось на 0.1%.
Реклама
– В 2004 году отмечен самый большой прирост в рекламных доходах газет за последние пять лет – на 5.3%. Этот прирост последовал за увеличением на 2% в 2003 году.
– Хотя на многих рынках рекламные доходы газет растут, доля газет на глобальном рекламном рынке сократилась с 30.5% в 2003 году до 30.1% в 2004 году. И все же газеты остаются вторым по значимости рекламным медиа, уступая только телевидению. Ожидается, что эта позиция сохранится за ними еще много лет.
В шестнадцати странах и регионах рыночная доля газет в 2004 году увеличилась. Это Аргентина, Китай, Колумбия, Чехия, Гонконг, Исландия, Ирландия, Кувейт, Малайзия, Пакистан, Польша, Румыния, Словения, Тайвань, Объединенные Арабские Эмираты и Вьетнам.
За пять лет рыночная доля газет увеличилась в 19 странах и территориях: в Аргентине, Бельгии, Китае, Колумбии, Чехии, Гонконге, Исландии, Ирландии, Кувейте, Ливане, Малайзии, Норвегии, Польше, Пуэрто-Рико, Словении, Тайване, Таиланде, Объединенных Арабских Эмиратах и Вьетнаме.
– В США – самом большом рынке газетной рекламы в мире – рекламные доходы газет выросли в 2004 году на 3.93%. В 2003 году прирост составлял 1.9%, а в два года до этого рекламные доходы газет сокращались.
– В Японии после трех лет спада отмечен первый позитивный результат – прирост в 0.01%.
– В Китае рекламные доходы газеты выросли в прошлом году на 29%, почти вдвое больше, чем в 2003 году, и на 116% за пять лет.
– На газетных рынках Европы увеличение рекламных доходов составило в 2004 году 4%, однако они все равно на 16% ниже, чем в пиковом 2000 году.
В 16 из 17 стран, предоставивших соответствующие данные, в 2004 году отмечалось увеличение рекламных доходов. Это Чехия – 14.6%; Эстония – 11.1%; Финляндия – 5.58%; Франция – 2.47%; Венгрия – 18.14%; Ирландия – 15.99%; Италия – 2.42%; Латвия – 11.4%; Литва – 47.2%; Люксембург – 2.85%; Нидерланды – 10.16%; Польша – 27.6%; Словакия – 26.52%; Испания – 8.07%; Швеция – 1.55% и Великобритания – 0.17%.
Рекламные доходы газет Греции в 2004 году сократились на 22.7%.
За пять лет рекламные доходы выросли в 9 странах, предоставивших соответствующих данные: в Чехии – 49.4%; Эстонии – 29.03%; Венгрии – 44.56%; Латвии – 45.51%; Литве – 93%; Люксембурге – 10.6%; Польше – 98.6%; Нидерландах – 18.08% и Словакии – 114.85%.
Рекламные доходы сократились за пять лет в 7 странах ЕС, предоставивших такие данные: в Финляндии – -3.22%; Франции – -23%; Греции – -0.26%; Италии – -16.33%; Испании – -6.28%; Швеции – -15.8% и Великобритании – -6.31%.
– В России рекламные доходы газет выросли в 2004 году на 31%, а в 2003 – на 17%.
– В Австралии и Новой Зеландии рекламные доходы выросли на 7.6% и 14.7%, соответственно.
Интернет
– Посещаемость сайтов газет, предоставивших соответствующие данные за несколько лет, выросла в прошлом году на 32%, а за пять лет – на 350%.
– Продолжается стремительный рост доходов от Интернет-рекламы. В 2004 году их объем увеличился на 21% – это самый высокий показатель за последние 5 лет.
Бесплатные ежедневные газеты
– Размер рынка бесплатных ежедневных газет в некоторых странах впечатляет; в Испании бесплатные ежедневные газеты составляют 40% всех распространяемых газет; в Италии – 29%; в Дании – 27% и в Португалии – 25%.
Изменения в формате
– Тенденция перехода с широкого формата на более компактные набирает обороты. В 2004 году этот переход осуществили 56 газет. Сегодня в компактном формате выпускаются 36% газет, за год их количество увеличилось на 2%.
Кроме общей картины состояния мирового газетного рынка, доклад предлагает множество необычных и интересных фактов о газетах разных стран. Так, например:
– В Боливии лишь 5% жителей периодически покупают новые газеты.
– В Боснии 53% взрослых не доверяют никаким печатным СМИ.
– В Экваториальной Гвинее совсем нет типографских машин, все газеты здесь фотокопируются.
– Среди индийских газет, издаваемых на 18 разных языках, попадаются не только двуязычные, но и трехъязычные издания.
– В Иордане ежедневные газеты обязаны иметь минимальный капитал в размере $700,000, а главным редактором может стать только человек, который десять лет подряд проработал журналистом.
– В Мозамбике главным каналом для распространения ежедневных газет является факс. Такие факс-издания состоят из четырех полос, включая рекламу.
– Правительство Узбекистана изобрело газеты без новостей. Частным газетам разрешается публиковать рекламу, гороскопы и другие материалы – но, не новости.
Помимо множества дополнительных данных, в том числе и по каждой стране в отдельности, в этом 700-страничном издании можно найти:
– Сведения о неежедневных изданиях, которые на некоторых рынках демонстрируют более высокие показатели, нежели ежедневные;
– Прогнозы рекламных доходов для газет и журналов, а также общие прогнозы по объемам рекламы на 2005, 2006 и 2007 годы;
– Тенденции в занятости, форматах и отпускных ценах на ежедневные газеты; данные о возможностях полноцветной печати; информацию о медиа-потреблении, доходах от макетной и рубричной рекламы, а также соотношении розничных и подписных продаж;
– Данные о самых продаваемых газетах каждой из стран, об основных сегментах газетной рекламы и крупнейших рекламодателях;
– Информацию о налоговых ставках и условиях для прессы, субсидиях, регулировании в области владения СМИ и многом другом. ГИПП-WAN