Рунет показал в 2005 году рекордные темпы роста числа доменных имен. За прошлый год в российском интернете появилось 140 тыс. новых доменов — на 46,31% больше, чем в 2004 году. Всего же к концу 2005 года в зоне ru числилось 446 730 имен сайтов, а к сентябрю их число приблизится к полмиллиону.
Игроки рынка регистрации доменов утверждают, что впечатляющие темпы роста Рунета отражают общий интерес к электронной сети как к каналу продажи товаров и услуг.
Полгода до рубежа в 500 тыс. имен
Крупнейший регистратор российских доменов Региональный сетевой информационный центр (Ru-center) опубликовал отчет о состоянии и основных тенденциях развития инфраструктуры российского сегмента интернета в 2005 году. По данным компании, прошлый год стал во многих отношениях рекордным для рынка — как в качественном, так и в количественном значении.
В сентябре 2005 года зона ru преодолела отметку 400 тыс.
зарегистрированных доменов — имен сайтов. Прирост в сентябре 2005 года относительно уровня 2004 года составил 44%, или 277 тыс. доменных имен. Всего же на конец 2005 года в зоне ru было зарегистрировано 446 730 доменов (увеличение с начала года — 305 339). Прирост локального рынка по сравнению с 2004 годом достиг 46,31%. Это один из самых высоких показателей за всю историю зоны ru.
Участников рынка рекордные показатели роста не удивляют. По данным фонда «Общественное мнение», число пользователей интернета в России на конец 2005 года составило 26 млн человек, около 20% от всего населения страны. Аналитики Ru-center утверждают: российский интернет достиг уровня, когда вложение инвестиций в интернеттехнологии уже экономически оправдано.
Это в свою очередь и обеспечивает регистраторам отменные показатели темпов роста. «Любой интернет-проект нуждается в доменном имени. Если этот рост продолжится и дальше, то рубеж в 500 тыс. доменов будет преодолен уже к осени 2006 года»,— прогнозируют авторы исследования.
Мнение других исследователей российского интернета совпадает с точкой зрения Ruсenter: зона ru развивается, превращаясь в крупную рекламную площадку. В 2005 году рынок интернет-рекламы увеличился вдвое по сравнению с 2004 годом, до $100 млн.
В 2005 году на этот рынок начали приходить крупные рекламодатели и агентства. Так, с начала 2006 года крупнейший игрок рынка телевизионной рекламы «Видео интернэшнл» начал продавать через свое подразделение IMHO VI рекламные возможности крупнейшего российского интернет-портала «Яндекс». Эксперты назвали это событие знаковым: сделав ставку на интернет, крупнейший в России медиаселлер фактически признал, что Сеть долгое время оставалась недооцененным каналом. На этом перспективном рынке сегмент продажи доменов играет роль лакмусовой бумажки, считают в Rucenter: чем выше интерес к Сети проявляют рекламодатели, тем больше регистрируется новых имен для сайтов.
Дюжина компаний делят $8 млн
Сейчас регистрация одного домена в зоне ru стоит стандартно $20. Простое перемножение количества новых доменов на цену регистрации, по данным аналитика J’son & Partners Бориса Овчинникова, позволяет оценить годовой объем доменного рынка в России в $2,8 млн.
«Если прибавить плату за продление — $15 в год на 446 тыс. доменов, в сумме получится около $8 млн.
Скромная по всем меркам величина»,— резюмирует он, уточняя, что эта цифра не включает рынка вторичной перепродажи имен. «Посчитать вторичный рынок очень сложно,— рассказывает Овчинников.— При нормальной цене в $20 удачное имя домена перекупщик может сбыть и за несколько тысяч долларов».
Несмотря на скромные объемы рынка, регистраторов доменов становится год от года больше. Аналитики J’son & Partners находят этому факту простое объяснение: резервировать имена для сайтов берутся интернет-провайдеры и хостинговые компании. Побочный бизнес не сулит им особенных доходов, зато значительно упрощает работу с клиентом. К концу 2004 года регистрацией доменов в национальной зоне ru занимались шесть компаний. А к началу 2006 года количество аккредитованных регистраторов достигло двенадцати.
Крупнейшим регистратором продолжает оставаться Ru-center, на долю которого, по данным на 26марта 2006 года, приходится 64,61% новых подключений. Доля крупнейшего игрока немного снизилась с начала года (66,69%), но полноценных конкурентов у Ru-center до сих пор нет. Ближайший преследователь — «Гранд парк Телеком» удерживает 18,36% рынка. Самарская «Регтайм», работающая через портал Web names отхватила 6,11% доменного поля.
Остальные аккредитованные регистраторы— «Совинтел», «РТКомм.Ру», «Демос-интернет», «Караван-телеком», «Наунет», «Объединение сетей Фринет», Региональный сетевой информационный центр и проч.— в багаже имеют по 1–2% доменных имен, а то и меньше. Показательно, что доходы от регистрации и продления распределяются в этом бизнесе прямо пропорционально долям рынка по новым подключениям. И лидером на этом поле, безусловно, остается Ru-сenter.
Из столиц в регионы
Любопытно, что изменяются не только количественные показатели роста регистрации доменов, но и качественные. По данным Ru-center, в 2005 году бизнес стал менее активно регистрировать имена для своих сайтов — все меньшая доля доменов приходится на юридические лица.
По данным на декабрь 2005 года, лишь 44% имен принадлежало корпоративным пользователям, хотя еще три года назад доля юридических лиц достигала 60%, и еще по итогам 2004 года эта цифра составила 49%. «Только со стороны может показаться, что это неважный показатель. По нему можно определить, сколько доменов в будущем попадет на вторичный рынок»,— рассказал «Бизнесу» пресс-секретарь Ru-center Андрей Воробьев.
Зарубежные компании хотя и вяло, но продолжают охватывать российский сегмент интернета. За год доля иностранных владельцев доменов в зоне ru увеличилась с 3% до 4% от общего числа зарегистрированных доменов. Немцев в Рунете больше, чем других иностранцев: гражданам и компаниям из Германии принадлежит 0,91% российских доменных имен.
Вторую и третью строчки удерживают США (0,58%) и Украина (0,43%).
Москва последовательно сдает лидирующие позиции как в «интернетизации», так и на доменном поле. К концу 2005 года на столичных интернетчиков приходилось 50,41% всех доменов. Годом раньше — 53,72%. Петербург также уступает регионам.
В начале 2005 года на долю Северной столицы приходилось 8,26% всех доменов, а к концу — уже 8,11%. Как пишут авторы исследования, регионы показывают скромные темпы прироста и, как и раньше, существенно отстают от столиц. Тем не менее их совокупная доля постоянно увеличивается.
Александра КРЕКНИНА, газета «Бизнес»