Вступившая в силу с 1 июля 2006 года новая редакция федерального закона “О рекламе” предусматривает, что распространение рекламы по сетям электросвязи допускается только при условии предварительного согласия адресата на ее получение. Бремя доказательства наличия такого согласия лежит на распространителе рекламы. То есть любой отправитель спама является нарушителем законодательства о рекламе, за что может быть оштрафован на сумму до 5000 МРОТ (500 тысяч рублей).
Однако до сих пор ни один спамер не привлечен к такой жесткой или даже более мягкой ответственности. Контроль за рынком рекламы (в том числе сетевой) возложен на Федеральную антимонопольную службу, а за весь 2006 год ее Управление по Санкт-Петербургу и Ленобласти (УФАС) выявило всего 230 нарушений. Приоритеты контроля – телевизионная и печатная реклама, справочное телефонное обслуживание.
Глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев покритиковал УФАС за снижение количества рассмотренных писем. Отвечая на вопрос корреспондента “Фонтанки” руководитель управления Олег Коломийченко признался, что немного может сделать в борьбе со спамерами. Но в тоже время призвал пострадавших (то есть любого пользователя электронной почты) писать соответствующие заявления в его ведомство: “Если бы нам дали дубинку, мы могли бы противостоять безобразию, которое творится в Интернете. Увы, проблема спама не только российская, а решается на международном уровне. Жаловаться надо. Ни одно нарушение не должно уходить от внимания надзорных органов”.
Продвигаться с помощью спама не гнушаются даже крупные компании. Например, новые каталоги в несанкционированной рассылке рекламировала компания Quelle, а учебный центр “Атташе” не стесняется по ночам звонить на домашние телефоны простым горожанам с попыткой отправить факс с рекламой (в аппарат закладывается список получателей, взятый, видимо, из пиратских баз). На самих рекламодателей Олег Коломийченко предлагает воздействовать через общественные институты: “У нас есть Общественный совет по рекламе, который определяет черту, за которую переходить недопустимо. Но к Интернету эти механизмы плохо применимы. Члены совета будут исполнять принятое решение, а их конкуренты – продолжат нарушать. В итоге, эти компании окажутся в неравном положении”.
В жалобе надо указать свою фамилию и адрес, а также название компании, которая, по мнению заявителя, нарушает закон. Кроме того, необходимо максимально подробно описать факты, указать место и время распространения сообщения с приложением имеющихся доказательств. Через месяц заявитель получит либо сообщение об отказе в возбуждении дела, либо повестку. В течение еще одного месяца антимонопольная служба может искать самого нарушителя. Если виновника определить не удалось, то производство может быть прекращено. А нарушителями в незаконных рассылках являются отправители, которые умело маскируются.
Павел Нетупский, Фонтанка.Ру