Известные журналисты Америки, Европы и Африки обсудили профессиональные и моральные аспекты информационного слива и проблемы современной журналистики в ходе однодневной конференции «От Watergate к WikiLeaks» в Гарвардском университете.
Участники дискуссии попытались ответить на вопрос: Есть ли разница между тем, что правительства стран называют национальными интересами и тем, что в интересах людей?
Куратор Фонда Ниман (Nieman Faundation for Journalism) Роберт Джайлс (Bob Gilles) рассказал «Голосу Америки», что проблема секретности и журналистики в Фонде обсуждается на протяжении многих лет, а появление такого ресурса как WikiLeaks расширило понимание механизмов защиты правительствами своих интересов, и заставило журналистов еще глубже задуматься о профессиональной этике и ответственности.
Главный редактор газеты New York Times Билл Келлер(Bill Keller) рассказал о подробностях своего договора с Джулианом Ассанжем о публикации серии материалов, на основе документов, которые газете передал WikiLeaks.
Билл Келлер сравнил администрацию экс-президента Джорджа Буша (младшего) и Барака Обамы на примере их отношения к прессе. Белый дом при Буше, по словам редактора New York Times, реагировал на публикации «истерически» и пытался давить на газету. Администрация Обамы, отметил Келлер, “более зрелая” в отношениях с прессой, но и они не удерживаются от критики СМИ.
Полный текст интервью с Биллом Келлером читайте здесь
Кэтлин Кэрролл (Kathleen Carroll), главный редактор одного из крупнейших в мире новостных агентств The Associated Press, рассказала, почему ее агенство отказалось от сотрудничества с WikiLeaks. По словам Кэррол, причина была в неприемлемых требованиях к договору, который АР должен был подписать, чтобы получить доступ к документам. Джулиан Ассанж требовал права вето на любой документ по его выбору, выплату штрафа, в случае нарушения этого условия и право судиться с AP в суде страны, которую выберет WikiLeaks.
В интервью Русской службе «Голоса Америки» Кэтлин Кэрролл сказала, что не открыла для себя ничего нового в документах, но дипломатическая переписка помогла ей понять «мясо и картофель» дипломатии.
Создатель Центра журналистских расследований в Румынии Стефан Кандера назвал WikiLeaks «очень действенным и эффективным орудием в руках журналистов».
Журналист Александра Матус из Чили сказала, что не разделяет «истерику» в среде СМИ по поводу того, является ли WikiLeaks журналистикой или нет.
«Для нас в Латинской Америке существование WikiLeaks невозможно переоценить», – отметила Матус.
Роб Роуз из Южной Африки поделился историей о том, как «слив» подлинных банковских документов на WikiLeaks помог журналистам в ЮАР доказать факты финансовых махинаций, от которых страдали все владельцы кредитных карточек.
«За подобные расследования в нашей стране журналистов убивали», – сказал Роб Роуз. Он также рассказал об истории расследования коррупции в ФИФА во время подготовки к чемпионату мира в ЮАР в этом году.
«ФИФА и оргкомитет чемпионата отказывались предоставлять информацию о расходах. И тогда появился CD диск с информацией о строительстве в Йоханнесбурге. Этот слив помог раскрыть инофрмаицю о том, что 25 процентов всех компаний, получивших контракты ФИФА, пропускали все свои доходы через черный рынок», – отметил Роуз.
Прозрачность, которой добивается WikiLeaks, назвал «радикальной» Уолтер Пинкус, специальный репортер по разведывательной информации и национальной безопасности газеты The Washington Post.
Ветеран журналистских расследований отметил, что считает WikiLeaks «умным ресурсом» и признался, что использовал его раньше, чем сайт стал популярным. Вместе с тем, вслед за коллегами из Associated Press и New York Times, Уолтер Пинкус подчеркнул, что рассматривает WikiLeaks только в качестве ресурса информации, но никак не СМИ.
Редактор «Журналистского обзора» в Колумбийском университете Клинт Хендлер не согласился с коллегами и назвал WikiLeaks «одним из лучших в мире примеров настоящей журналистки». По его мнению, появление этого сайта изменит тип информации с которой работает пресса.
Таким видит Клинт Хедлер будущее расследования в журналистике: эффективное сотрудничество ресурса информации и медиа.
«WikiLeaks дали эти документы лучшим журналистам в мире. В результате мы получили блестящие репортажи и расследования, – подчеркивает Хедлер, – Система, которую здесь использовали WikiLeaks, очень близка к эксклюзивной. Джулиан Ассанж в прошлом не был воспринят всерьез, но после того, как он открыл базу данных для звезд журналистики – он добился своей задачи – “достучаться” до мировой аудитории».
Главный редактор Гарвардского журнала Nieman Reports Мелисса Людтке (Melissa Ludtke) одна из организаторов конференции. Она рассказала Русской службе “Голоса Америки”, что первый вопрос, который она задала сама себе, когда впервые услышала о WikiLeaks, был о том, как появлением этого сайта изменит будущее журналистики.
Для потомка русских эмигрантов профессора журналистики Николаса Данилофф история с возможным обвинением Джулия Ассанжа в шпионаже имеет особое значение. В разгар холодной войны молодой корреспондент The Times был арестован в Москве. КГБ СССР обвинил Николаса Данилофф в шпионаже. Позже американский журналист был выдан США в обмен на советского шпиона, задержанного в Нью-Йорке. Свои воспоминания в «шпионском» прошлом профессор Данилофф изложил в книге «Моя жизнь, как корреспондента холодной войны». В интервью «Голосу Америки» профессор Данилофф отметил, что появление WikiLeaks интересно не просто, как явление в СМИ, но и как историческое событие
Для освещения конференции Фонд Нимана использовал все возможности новой журналистики. Прямая видео трансляция выступлений происходила онлайн на сайте Фонда, а в Twittere цепочка сообщений с конференции обновлялась ежеминутно.
По материалам voanews.com/russian/news