Главный редактор belarusnews.ru Евгений Мильто взял интервью у президента христианской медиа-группы InVictory Media Сергея Вельбовца, который также является членом правления Ассоциации “Новомедиа”. Он рассказал о важности и влиянии христианских СМИ.
– “Первая обязанность прессы – добывать самые свежие и самые точные сведения о происходящих событиях и немедля публиковать их, чтобы они стали достоянием всей нации” – редактор “The Times”.
– Хотя я не вполне вижу вопрос в этом высказывании, но полностью с ним согласен. Дело в том, что чем лучше мы знаем друг друга, тем больше у нас есть шансов выжить вместе и не просто выжить, а жить в мире и дружбе, учиться быть терпимее.Конечно, нужно следить за тем, чтобы соблюдать балланс публикаций, не допуская ангажированности и не создавая искуственное общественное мнение.
– Есть мнение, что журналистика не бывает секторальной, она или плохая или хорошая, качественная. “Религиозная журналистика” , условно обозначим это так, живет по тем же правилам что и светская?
– Не вполне. Например, я считаю, что бульварная или “желтая” журналистика не допустима в религиозных СМИ, какой бы профессиональной она ни была. Однако, на постсовестком пространстве пока я не вижу такого явления, как религиозная журналистика. Есть робкие аматорские попытки в направлении к этому, но все это пока только в зародыше. Так что давайте учиться, учиться и еще раз учиться.
– Свобода слова и моральные ограничения. Где у тебя проходят эти границы?
– Строго в рамках, обозначенных Писанием. Например, в нашем новостном агентстве сейчас действует правило, что обвинить в чем-то служителя может только другой служитель или совет епископов. Просто Вася с улицы не может оскорбить служителя, потому что Писание не разрешает делать этого. Конструктивная критика доктрины – это одно, а оскорбление помазанника – совсем другое. В светских СМИ звезды даже выигрывают от оскорблений, так как это дополнительный PR, в христианстве – по другому. Что касается остальных вопросов (если мы говорим, опять же, о религиозной журналистике) – можно и очень полезно писать и обсуждать что угодно в рамках общей христианской морали. Это позволяет людям узнать лучше убеждения друг друга и стать терпимее.
– СМИ не только выражают, но и формирует мнение народа. Какая степень влияния религиозной прессы на общество? И как должно быть? Имеет ли церковь право выражать свое мнение не только по социальным вопросам,но и о политике, экономике?
– Влияния на сегодняшний день – практически никакого. Увы… Если хотите влиять – публикуйтесь в той прессе, которая уже влияет и уже популярна, дружите с ней, перепечатывайте материалы друг у друга. Например, мы позиционируем наши ресурсы, как направленные исключительно на христиан, а не на все общество, а если после прочтения наших СМИ христиане решат влиять на общество – это уже другое дело. Может ли влиять церковь на государство? Все могут влиять на него. Но и государство может влиять на всех. Так что тут, как говорится, кто кого…
– Нужно ли церкви заботиться о своем имидже и репутации?
– Безусловно. Это как причесаться и почистить зубы перед выходом из дома. Если мы заботимся только о том, что внутри и уверены, что другие будут нас хорошо воспринимать, потому что внутри мы хорошие – мы глубоко заблуждаемся. В церкви должны быть созданы специальные информационные отделы, которые будут как минимум заниматься просветительской работой и разъяснять нашему религиозно-безграмотному обществу, кто мы и что мы тут делаем.
– Насколько, на твой взгляд, церковь должна быть открыта перед обществом? Что не может стать достоянием общественности?
– Церкви желательно быть максимально открытой и прозрачной перед обществом. Люди устали от подозрений, что церкви существуют только для того, чтобы наживаться. Поэтому максимальная открытость, но с подробной разъяснительной работой, что, как, почему и зачем. Если у служителя хотят взять интервью – нужно воспринимать это не как гонение, а как возможность от Бога. Не может стать достоянием общественности разве что внутренняя жизнь офиса, которая как и жизнь офиса любой организации часто остается приватной из понятных соображений.
– Церковные СМИ и независимая религиозная пресса. Особенности и принципы работы.
– Все просто – церковные СМИ пишут то, что в интересах конкретной церкви и управляются церковным руководством, независимая религиозная пресса обозревает всех и управляется редакцией, состоящей, как правило из сотрудников, принадлежащих разным конфессиям. Независимой прессе выжить, как правило, труднее, потому что у нее нет финансирования и она находится под постоянным давлением со стороны разных служителей, которые еще не привыкли к тому, что публиковаться могут все служители, а только те, которые нравятся им. Но рано или поздно это пройдет. Мы, как Тело Христа, обязательно повзрослеем.
– По моему мнению церкви, в частности в Беларуси, не имеют представления или не хотят его иметь, о важности диалога с обществом через СМИ.Стереотипы или реальные опасения, страх перед словом пресса? Где решение этой проблемы?
– Поймите, что почти все современные служители – выросли и начали служить в СССР, где само твое существование как христианина было уже подвигом, а церковь в сто человек – огромным достижением. По инерции они перенесли эту модель и на современное общество, а здесь она не работает. В эпоху твиттеров, социальных сетей, гражданской журналистики, веб 2.0 церкви могут легко приобрести миллионы сторонников. Что для этого нужно? Не ждать, пока изменятся епископы. Как правило, они не изменятся – им и так не легко. Решение заключается в том, чтобы каждый из нас понял, что он может влиять на мир вокруг, независимо от того, где он живет. Каждый из нас должен стать патриотом своей небесной отчизны – Царства Божьего, и начать осолять все вокруг себя, используя современные технологии. И тогда все получится.