Перевирание или неверная интерпретация фактов может привести журналиста и СМИ к негативным последствиям, а так как в нашем регионе далеко не все редакции имеют в штате“фактчекров”, авторам материалов необходимо очень щепетильно относиться к каждому слову.

Избежать судебных разбирательств достаточно просто. В этом материале мы предлагаем несколько советов для того, чтобы вам и читателям было легче проверять факты в публикациях. Советы составлены на основе интервью с Питером Кенди, старшим редактором и главой отдела фактографии The New Yorker, и Джонатаном Веинером, лауреатом Пулитцеровской премии, профессором Школы журналистики Колумбийского университета. 

1. Когда вы получаете задание от редактора, просите его/ее, какие доказательства они от вас ожидают

Этот шаг сэкономит вам массу времени и избавит от головной боли, когда вы будете собирать недостающую информацию из разных источников. Плюс ко всему, редактор будет рад, что вы спросили.

2. Записывайте информацию о ваших источниках

Это то, что отдел фактографии в The New Yorker требует от своих журналистов:

– домашний и рабочие телефононы всех источников, у которых берете интервью,

– библиографическая информация (автор, название, дата, ссылка, издательство) для каждого документа, который вы используете.  А если это печатная версия и у вас нет экземпляра, обязательно сделайте копию.

3. Если вы исследуете материал в сети

Всегда упоминайте источник. Если вы забыли это сделать, попытайтесь задать поиск по тем же ключевым словам. В большинстве случаев это помогает. Если и это не помогает, пройдитесь по журналу истории в своем браузере.

4.  Если вы работаете в полевых условиях с блокнотом

Веинер, которому при написании своей книги пришлось работать в разных условиях – от островов Галапагос до лабораторий в Университете Принстон, выработал технику, которая помогает ему понять свои записи, в каких бы условиях он их ни делал. Виенер начал четко обозначать место, дату, время и того человека, в компании которого он находился:“У меня также есть определенные знаки, облегчающие мне чтение моих записей – ими я отличаю те записи, которые я сделал дословно и те, которые я перефразировал”.

Когда Веинер расшифровывает свои записи, он обозначает каждую расшифрованную страницу длинной карандашной линией. Если вы расшифровываете аудиозапись и столкнулись с цитатой, которую намерены использовать, то обозначьте временной промежуток в котором она прозвучала.

Будучи в поле, иногда очень помогает сделать короткое видео или фото. Таким образом вы можете перепроверить все описания, которые у вас есть в записях. Это еще вам поможет уловить детали, которые вы не заметили в первый раз.

5. Если вы пишите материал с многими источниками 

Кенди во время выступления в Школе журналистики Колумбии, говорит, что фактография – это не только совмещение фактов и самой истории. Это также и подача правильной большой картины истории. Таким образом, разговор с редактором о том, почему вы выбрали для интервью тех или иных лиц, и почему вы не выбрали других, поможет вам удостовериться, что у вас будет взвешенный материал, учитывающий мнение разных сторон.

6. Держите свои записи в организованном порядке

В сети есть программные продукты, которые облегчают жизнь журналистам и помогают запоминать источники информации.  Scrivener – один из них. Данная программа позволяет сохранить все ваши исследования (ссылки, веб-страницы, цитаты, адреса, видео, аудио) и ваш материал в одном «проекте». DevonThink Pro является  аналогом Scrivener, еще вариант – бесплатная программа Evernote.

Даже если вы не решитесь использовать программное обеспечение, разработайте определенную схему для организации папок, записей, файлов, закладок и другой информации. Записи должны быть организованными так, чтобы вы легко могли найти нужную информацию и с такой же легкостью передать материал другому человеку.

7. Когда вы пишете, отмечайте, откуда вы взяли тот или иной факт

Если вы пишете для веб, то поделитесь теми ссылками на источники, которые, по вашему мнению, помогут читателю лучше понять материал. Если вы цитируете источник лишь для своих редакторов, то разработайте отдельный механизм.

Пишете вы для онлайн- или же для печатаного издания, никогда не помешает давать сноски на тот или иной источник. Даже если вы приводите широко известный факт, редактору будет легче его проверить, если вы укажете авторитетный источник.

Развитие этих привычек и навыков не только сделают из вас лучшего журналиста, но они также помогут вам заработать уважение и доверие ваших редакторов. Они помогут при написании безошибочных материалов с достоверными фактами.

 

Источник: “Новый репортер”