Христианское присутствие в мире глобальных связей приобретает новый характер, предполагающий радикальную открытость и универсальность. Большинством христиан Церковь по-прежнему воспринимается как институт, в то время как человечество вступило в эпоху сетей – социальных и информационных.
В этих условиях медиа-служение должно использовать всю полноту новых возможностей и стать важной стратегией свидетельства Церкви в децентрализованном, деинституализированном мире. Это служение диалога, посредничества, коммуникации между разрозненными, разобщенными единицами мировой сети; соединения их в новое сообщество посредством информационных связей, перерастающих в связи социальные и духовные.
Христианское свидетельство и СМИ: принципы отношений
Христианство адресовано миру, коммуникативно по своей природе. Слово – начало Евангелия. Информация – христиански оправданная ценность, ведь «вера от слышания». Информация о Боге, Его любви и милости к человеку не может быть сухой, нейтральной, она ценностно и этически окрашена, обладает преобразующим потенциалом. Поэтому христиане-журналисты воспринимают СМИ не просто как профессию, но и как служение благовестия. Если Благовестие – слово о Благодати, благая весть; то христианские СМИ – агентства, службы (служения) добрых новостей.
Обычно СМИ перепродают информацию, ориентируясь на финансовую выгоду, политкорректность, социальный заказ, мировоззренческие презумпции, этические нормы. Христианские СМИ ввязываются в неравную конкуренцию с коммерциализированными СМИ, потому что предлагают важную информацию, которая не оценивается в денежном эквиваленте.
Духовные основания предшествуют честному бизнесу и этичной политике. Есть то, что стоит продолжать, несмотря на заведомую изначальную убыточность. В то же время христианские СМИ влиятельны и состоятельны в долгосрочной перспективе.
Христианские СМИ опосредованно влияют на все, меняя в первую очередь мышление человека, и уж затем отношения социокультурной, экономической, политической, бытовой сфер жизни.
СМИ и церковный канон
Церковь – самые традиционный институт общества, поэтому развивается по инерции и меняется медленно. Основа церковной традиции – устное предание и книжный канон.
Территория СМИ лежит за гранью любой традиции, выходит за границы текста в реальную обыденную жизнь среднего человека.
Конфликт священного канона и профанной информации, элитарности и народности, закрытости и вседоступности до предела обостряется в эру Интернета.
Книгу можно отследить и проконтролировать. Информацию без ее носителей – куда сложнее. Может быть, поэтому традиционные институты продолжают выпускать издания как вещи, опасаясь их дематериализации, освобождения от привычной оболочки. Но эти соображения безопасности вступают в противоречие с запросами читательской аудитории и миссионерским призванием Церкви.
По данным польского Института Книги в 2008 году лишь 38 % жителей страны держали в руках книгу, а в предыдущие годы эта цифра была значительно больше – 50% [Дорогою до книжки // Український тиждень. – 2010. – №45 (158). – С. 46]. У меня нет данных по странам постсоветским, но можно предложить, что в самой читающей стране, точнее в ее бывших республиках, люди уже давно перестали читать и думать.
Если большинство предпочитает электронные СМИ, то было бы наивностью полагаться на силу печатного слова. Если мы сами давно не читали книгу в hard copy, то наивно ожидать, что люди будут покупать и читать миллионные тиражи христианских книг и журналов.
Устное слово однажды стало книгой. Так слово стало доступным для многих читателей (живущих в разных странах и даже в разных эпохах), а не только для слушателей-свидетелей единократного события. В эпоху электронных текстов книга дематериализуется и графема снова становится словом. Но это слово в силу новых технических возможностей остается достоянием потенциально всех людей – нынешних и будущих пользователей Интернета
Сможет ли современное христианство преодолеть ограниченность письменной традиции и выразить вечное Слово на языке электронных медиа? Это вопрос также о том, сможет ли христианство предложить всем доступную добрую весть, понятную и актуальную для интернет-сообщества. Это вызов радикальной открытости
Традиции продолжаются инновациями
Традиции – от сердца к сердцу. Современный человек избирателен в своих связях, поэтому прорваться к личности будет все сложнее. Общение лицом к лицу станет редкостью.
Инновации – социальные сети, где сообщества единомышленников, любителей, друзей, одноклассников и коллег компенсируют обезличенность реальной жизни.
Традиции – читать то, что «одобрено». Сегодня информацию ищут самостоятельно, она всем доступна и не классифицирована. Библиотека «сделай сам». Самые массовые и официальные издания самые думающие не читают. Как известно с советских времен, в Правде нет известий, а в Известиях нет правды.
Инновации – рассылки о новых изданиях; подборки, обзоры; Интернет-каталоги по авторам, темам, жанрам; многопрофильные порталы; система оценок, отзывов, рейтингов.
Традиции – толстая книга на целый год. Сегодня читают много и кусками, по диагонали, параллельно с другими текстами. Предпочитают карманный формат книг, журналы – приятные на ощупь и удобные для чтения в толпе.
Инновации – читабельные и краткие тексты, приемлемые для считывания с экрана мобильных устройств. Классические проповеди и богословские трактаты отпадаютL.
Традиции – известные и умные люди почти недоступны. Сегодня онлайн-конференции, блоги и форумы открывают касту интеллектуалов для самой широкой аудиотории, делают ее подотчетной и уязвимой.
Инновации – богословские порталы, открытые для самых широких дискуссий; онлайн-конференции известных христианских лидеров; читательские клубы.
Традиции – «приходите в церковь или в библиотеку, там мы вам расскажем и дадим почитать Библию». Сегодня стало обычным делом получать информацию к месту своего нахождения. Информация приходит к людям. Благая весть должна быть доступна всюду.
Инновации – онлайн-служения, архивы проповедей на сайтах, открытые веб-камеры, горячие линии связи с представителями церквей, душепопечителями, авторами проектов
Чего не встретишь в Интернете
Что сохраняет свою ценность в мире вездесущих и всевластных СМИ?
Личное общение лицом к лицу – редкое, но дорогое. Это не только посиделки за чаем, но и возможность подать руку поскользнувшемуся; беззлобно взглянуть в глаза обидчику; обнять старого друга. Христианские СМИ должны сохранять личностную направленность, подводить людей к глубоким и личным отношениям.
Экран компьютера или телефона не должен заслонить собой других людей и Бога среди них. Интернет-сообщество не заменит Церковь, а онлайн-консультация – исповеди.
Интернет может рассказать об опыте других людей, встретивших Бога и нашедших Его церковь, но не сможет дать этот опыт, заменить его непосредственность любым количеством информации.
Выход Интернет – исторический рубеж христианства
Духовный опыт, открытый к обсуждению, вопросам, сомнению, доступный всей интернет-аудитории, тоже становится иным. Здесь он верифицируется, становится публичным, интерсубъективным событием.
Христианское свидетельство в глобальной информационной сети включает чувства стыдливости и смирения, момент рефлексии, пафос миссионерства.
Интернет и эпоха глобальных СМИ требуют от христианства радикального самоотчета о своей вере перед лицом всего мира.
Рассказ о своей вере соседу по улице или однокласснику в школе – один из рубежей в христианском росте личности. Исторический рубеж для всемирного христианства – шаг в Интернет, искреннее и аргументированное свидетельство в масштабах WWW, где может встретиться кто угодно, где ты будешь найден и узнан, где твоему свидетельству будет противостоять совокупный интеллект секулярного и нехристианского мира.
Я помню свою растерянность, когда человек, мои отношения с которым назвать христианскими можно лишь с большой натяжкой, сказал мне, что перечитал мои проповеди в Интернете. Он знал обо мне всё. В своей словесной активности я сделал сам себя открытым, обнаженным, уязвимым. Вспомнившиеся слова Тютчева были утешением: «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется, – и нам сочувствие дается, как нам дается благодать». А евангельские слова Христа – предупреждением для всех тех, кто скор на слова и чьи слова влиятельны: «За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» [Матф.12:36-37].
Выходить в сеть можно лишь с полнотой ответственности, иначе – незачет. Но если этот вызов будет принят, христианство сможет открыть новую страницу своей миссии, начать новый диалог с постхристианским миром, вернуть свое влияние если не в политическом, то в информационном, культурном поле, что первичнее и важнее.
За каждое слово – отчет
Встреча с людьми – ответственность. Встреча с миром в сети Интернет пугает особенно – своим масштабом возможных последствий. Простонародная мудрость спешить не советует: «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь». В глобальной информационной сети провокационная статья, острая фраза, резонансное выступление распространяются стремительно, отследить их практически невозможно.
Есть ли что сказать миру нам, современным христианам? Что можем сказать мы, не пророки и не святые? К чему призывать, чем поделиться? Сегодня не столько свобода слова, сколько его скудное содержание, его порча, девальвация становится главной заботой.
Евангелист-радикал Шейн Клэйборн признается: «В прошлом ярлык радикал был приятным, потому что позволял мне быть дерзким, и при этом меня никто не воспринимал всерьез. Это слово позволяло игнорировать людей, особенно тех, кто настаивал на тех истинах, которые мир склонен пропускать мимо ушей. Но потом произошло нечто странное. То ли я перестал быть радикалом, то ли проявилось множество обыкновенных радикалов. Сегодня люди обращают на тебя внимание. И вопрос уже не в том, что делать, если тебя никто не слышит, но что делать, когда люди принимают твои слова всерьез… А что мы будем делать, когда на радикалов появится спрос на рынке? А если нас попросят написать?» [Клэйборн Ш. Путь. – М.: ЭКСМО, 2010. – С. 19].
Я добавлю еще вопросы. А что, если у нас появится много читателей? Есть ли, что им предложить? Не разочаруем ли мы их отсутствием свежих идей и низким уровнем грамотности? А если наш ресурс станет и в самом деле интерактивным? Готовы ли мы общаться с людьми не только ради наших собственных рейтингов?
Вызов служения людям, встречи с ними, вызов их глаз, их сердечной боли, потерянности и отчаяния обращается к нашей христианской совести, искренности и мужеству служить.
Весь мир как на ладони. Как никогда доступный, как никогда грешный и несчастный. Послужить ему через СМИ – великая возможность и величайшая ответственность.
Михаил Черенков, РИСУ