Gazeta Wyborcza – крупнейшая польская серьезная газета. Ее тираж 300 тис, а совокупная аудитория 84 млн. Медиахолдинг Agora, куда входит входит Wyborczа, это также и онлайн, и радио, принт, а также, как сказал Гжегож Пехота, редактор новостей в Gazeta Wyborczа, «недавно мы приобрели сеть кинотеатров и стали ведущим производителем поп-корна».
При этом в третьем квартале 2012-го в открытом отчете Agora показала убытки по всем направлениям деятельности, кроме кино и интернета.
Портал Gazeta.pl, который в третьем квартале заработал Agora больше 25 млн долларов, это зонтичный бренд, объединяющий около 200 интернет-проектов. По открытым данным, его посещает 60% всех интернет-пользователей Польши – 12 млн.
Но по словам Гжегожа Пехоты, для того чтобы эффективно работать в интернете, нужно постоянно генерировать оффлайн-активности, вовлекая в них своих читателей.
Об одном из таких оффлайн-проектов «Готова ли школа принять цифровых аборигенов?», реализующих стратегию издания Go offline!, Гжегож рассказал на 4 Всеукраинском газетном конгрессе, а «Редакторский портал» представляет этот кейс вниманию своих читателей.
Гжегож Пехота показывает видео, где его 2-летный сын активно пользуется iPad`ом и пританцовывает в такт песенке о лиловом бегемоте. Но дело не в мультфильмах. Дело в том, что танцующий малыш, с полутора лет перелистывающий страницы на планшете, наш завтрашний читатель. Он вряд ли поймет, если мы будем из чувства неизбывной ностальгии предлагать ему читать бумажную газету, потому что она как-то по-особому пахнет. Все цифровые трансформации медиа направлены на то, чтобы подхватить читателя завтрашнего дня. Но тут в Gazetе задумались: а ведь еще раньше «цифровые младенцы» придут в школу. Так появился проект «Готова ли школа принять цифровых аборигенов?».
Работа в поле. В начале проекта репортеры Gazety (21 человек) отправились в разные польские школы – и государственные, и частные. Они сидели за партами разных классов, слушали учителей, конспектировали лекции, отвечали у доски, выполняли задания – и писали блоги, каково это быть учеником в современной польской школе.
Также они проводили анкетирования и опросы. Оказалось, 92% всех школ используют компьютеры только на информатике, но не для других уроков – например, английского, биологии или химии. Так на географии учитель, как правило, рассказывает «Представьте себе Амазонку…» вместо того, чтобы просто показать видео.
Следующее несоответствие школьной системы реальности: информатика – отдельная наука, хотя программирование там не изучается. «Это все равно, что изучать телевизороведение», – комментирует Гжегож Пехота.
Как показало анкетирование, 73% учителей не упоминает интернет в своих формулировках, а, возможно, и не умеет им пользоваться. Причем учителя аргументируют это тем, что их ученики недостаточно обеспечены, чтобы иметь интернет. При этом, по данным того же опроса, 98% учеников имеют доступ в сеть, а 50% учеников не скрывают, что копипестят домашние задания из интернета.
Оказалось также, что не все учителя умеют пользоваться простыми программами вроде PowerPoint. Но при этом, они боятся показать незнание. «Ментальность преподавателя старой закалки – надо все знать, если не знаешь – позор», – говорит Гжегож.
По окончании эксперимента на первой странице Gazety Wyborczej вышел манифест «Конец эпохи мела» (мела как основного инструмента образования). Публикация манифеста открыла серию статей об образовании в Польше и его соответствии запросам цифровой эпохи, в том числе и написанных самими учителями.
Также это Gazetа организовала серию круглых столов, встреч, дискуссий, к которой привлекла чиновников от образования. Здесь издание позиционировало себя как модератора общественно важного диалога между школой, обществом и государством.
Но, как подчеркнул Гежгож Пехота, главная идея была создать педагогическое сообщество, которое бы узнавало все о новостях медиакультуры: «Мы позиционировали издание как коммуникационный узел: хотите знать больше – читайте нас». В сообщество вокруг Gazety Wyborczej объединились 6 500 учителей, которым преподавали знания о цифровом мире.
Следующим этапом было создание облачной системы для учителей, где они уже сами выкладывали свои уроки и онлайн-лекции: «Вот я провел такой-то урок о джунглях Амазонки с использованием онлайн-инструментов». По сути, таким образом был создан банк онлайн-уроков для средней школы.
Как подчеркивает Гжегож, создание такой системы газете ничего не стоило – на технические работы был получен грант через неправительственные организации (НГО), которые также подключились к проекту, контент – бесплатный, его заливают сами учителя.
Сейчас это уже образовательная соцсеть, которая используется, кроме обмена информацией, для проведения вебинаров и внеклассной активности. Например, онлайн-ивента, во время которого первая леди Республики Польша проводит экскурсию по президентскому дворцу. Экскурсию смотрят ученики из разных уголков страны и онлайн задают свои вопросы первой леди.
Gazetа – это площадка для общения не только между правительством, Минобразования и учителями. Но и площадка, которая организует Ярмарки науки и техники, во время которых ученики представляют свои проекты.
Цифры:
- из 600 тысяч польских учителей 80% знают о платформе;
- 20 тысяч активно ею пользуются и генерируют контент;
- 7 тысяч польских школ создали проекты в рамках платформы.
Журналист, который вел проект, стал настолько известным среди учителей, что ее имя стало в этом сообществе брендом. А бренд каждого отдельного обозревателя в итоге работает на Gazetu.
К проекту подключилось правительство со своими инициативами. Благодаря этому, с мертвой точки сдвинулась разработка цифровых учебников, которые должны быть бесплатно доступны каждому ученику. В процессе работы над темой «Электронные учебники» Gazeta Wyborczа вскрыла несколько скандалов, в частности механизм лоббирования программы «Электронный учебник» со стороны издателей, которые тормозили переход на электронные учебники.
Gazeta Wyborczа не только выступает оппонентом правительства или школы, но и активно сотрудничает по важным направлениям. В какой-то момент правительство решило выступить с инициативой «лептоп каждому ученику». Но Gazeta Wyborczа изучила результаты работы такой программы в других странах. Оказалось, что дети относятся к обязательному лептопу негативно – как ко второму портфелю, регулярно «забывают» его дома. «Представив убедительное исследование того, что бесплатные лептопы не работают, мы сэкономили несколько миллиардов польскому бюджету», – резюмировал Гежгож Пехота.
Уроки:
- Цифровые медиа позволяют вовлекать гораздо больше людей, чем принт. Учителя, очевидно, были готовы к цифровой активности, но им нужен был лидер, который бы показал, как может быть реализовано такое стремление. Лидером оказалась Gazeta Wyborczа.
- Журналистика теперь не монолог журналиста, а диалог журналиста с читателем. Журналист – не тот, кто пишет, а тот, кто начинает диалог.
- Обществу интересно вести диалог с личностями, а не с копипастерами – дайте в редакции расти индивидуальностям. Цифровая эпоха смещает акценты от брендов компаний к личным брендам.
Нюанс: «Раз уж это наши бренды, то мы тщательно контролируем использование нашими журналистамиFacebook, чтобы они не распылялись на другие площадки. Зато стилизуем дизайн персональных блогов подFacebook».
4. Организационные уроки: каждая тема – структурная единица. В будущем газетные отделы новостей станут гораздо меньше, потому что каждый проект будет, по сути, выделен в отдельный ньюзрум. Плюс много внештатников и сторонних авторов. Также появятся новые должности: редакторы по интерактиву.
5. Не нужно бояться нового: если идея не сработала – надо уметь оперативно ее модифицировать.
И самый главный урок Go Offline! – журналистика не ограничивается написанием текста. Текст должен быть поддержан оффлайн-инициативами и общественно важными проектами, тогда читатели будут нас уважать.
Леся Ганжа, Редакторский портал