Около 30 работников средств массовой информации из 20 стран приняли участие в конференции европейских журналистов в Киеве 27-29 сентября 2012 года.
Мероприятие было организовано в рамках The Media Project. Д-р Пол Маршалл, член правления этой организации, принял участие в конференции как докладчик. Он также является старшим научным сотрудником Центра религиозной свободы Института Хадсона. Кроме этого, Маршалл – автор и редактор более двадцати книг по религии и политике, в частности, по религиозной свободе. Мы задали ему несколько вопросов во время кофе-брейка.
– Пол, кем Вы являетесь, по вашему мнению? Журналистом? Ученым? Общественным деятелем?
– Всем из выше перечисленного. В основном, я – общественный деятель. Работаю в сфере международной религиозной свободы. Много времени посвящаю работе с заключенными и улучшению ситуации в этом направлении в разных странах мира. Для такой деятельности необходима информация, поэтому мы проводим много исследований и работаем с документами. Имея опыт профессора и академика, я пытаюсь убедить людей, работающих в сфере журналистки, в важности вопросов религиозной свободы. Многие не думают об этом. Я сам написал довольно много книг о религиозной свободе. И, конечно, пишу в газеты, журналы о мировых тенденциях, о разных людях, поэтому также считаю себя журналистом. А все эти виды деятельности связаны между собой.
– Правда, что христианство является наиболее преследуемой религией в мире?
– Да, это так. Исследовательский центр The Pew Forum по вопросам религии и общественной жизни сделал опрос о религиозной свободе. Опрос показал, что христиане являются наиболее преследуемыми в мире, точнее, в 131 стране мира.
– Почему эта информация не передается в светские СМИ?
– Это потому, что и мы не знаем об этом. Очень мало людей об этом говорят. Исследования центра The Pew Forum – это недавняя информация.
– Существует очень много репортажей о преследовании национальных меньшинств, но почти ничего о гонениях христиан? Я работал много лет на светских телеканалах, и каждый день мы получаем разные видео от информационных агентств, таких как Reuters, APTN… Но там почти ничего нет о гонениях христиан.
– Да. Во-первых, в западном мире люди все еще думают о христианах как о тех, кто живут на Западе. В понятие «Запад» я включаю христиан – белых людей, в том числе Украину, Россию, Европу, Америку. Так что, это – сложившийся стереотип. И часто мы не замечаем другого. А именно – две трети мирового населения номинальных христиан живут за пределами Запада, и примерно четверо из пяти человек проживают также за пределами Запада. Люди просто не думают об этом. Существует такое мнение, что христиане должны быть всегда на высоте. Это, возможно, и настраивает людей против христиан, потому что светские люди часто борются против христиан в своей стране и не знают о религиозных течениях в целом. Приведу пример. Я редактировал книгу под названием “Слепое пятно”. В книге идет речь о том, что журналисты пропускают много событий, потому что не знают религии. Я понял, что многие журналисты не знают о религиозных преследованиях, потому что не знают о религии в целом.
– Кстати, какая связь со деятельностью по защите религиозной свободы и книгой для журналистов “Слепое пятно”? Вы являетесь одним из авторов …
– Связь существует. Потому что, если журналист хочет освещать проблемы свободы вероисповедания, то он должен узнать больше о религии. Если он не знает о религии, то тогда вряд ли он станет принимать во внимание и относится серьезно к вопросам свободы вероисповедания. Так, в книге «Слепое пятно» говорится: религия важна даже в светских новостях. И если вы не знаете о религии, вы будете не самым лучшим репортером, даже если вы пишете о международных отношениях, экономическом развитии или глобализации. Если вы пытаетесь осветить эти темы без религии, вы много теряете.
– Можете ли вы привести пример, какова связь между знанием религии и освещением политических или экономических тем?
– Если вы хотите понять, что происходит в Иране, о чем говорят президент Ахмадинежад и верховный лидер Хаменеи, вы должны иметь религиозное виденье. Возьмем, к примеру, Нигерию, где существует террористическая группа, подрывающая церкви. Их главная цель, думаю, христиане. А еще они – мусульмане, которые только что участвовали в терактах. Президент Ирана Ахмадинежад недавно выступал в ООН. И большая часть его речи была посвящена возвращению «двенадцатого имама». Это событие, по его мнению, случиться в ближайшее время. Во всех своих выступлениях он подчеркивал эту тему, а также то, что он – христианский апокалиптический посланник, и что скоро будет конец света и внезапно появится «двенадцатого имама». Западные новости это пропустили. Но давайте вернемся к реальности и посмотрим на некоторые его ядерные программы или экономику, которую он ведет. Очевидно, это все очень важно. Но если вы не понимаете религии, вы не знаете полной картины. Для президента Ирана это центральная тема, это находится в его уме и сердце постоянно.
– Как можно решить эту проблему? Потому что у нас такая же ситуация в Украине: часто светские журналисты ничего не знают о религии. Мы должны призывать каждого журналиста к самообразованию в теме религиозных сюжетов или иметь специального религиозного редактора новостей в каждой редакции? Какие практические шаги предложите?
– Есть две причины такой ситуации. Первая: часть журналистов в принципе не любит религию и оппозиционно настроена к этой теме. Это сложно. Но есть и такие, которые по сути религиозны, но просто никак эти свои специальные знания не применяют в профессии. С такими журналистами проще работать. Мы можем им дать примеры из истории, например, о Ахмадинежаде. И сказать им, что они много упускают из того, что происходит в мире.
Есть много американских журналистов на войне в Ираке, которые не знают о разных религиях, поэтому они не понимают, что происходит. Таким образом, просвещение журналистов в вопросах религии, так же важно, как и в других сферах. Если журналисты не знают много о теме, то они должны поинтересоваться? Также было бы отличной идеей для всех СМИ иметь репортера, чьей специализацией является именно религия. В Америке религиозные истории являются самыми популярными. Большинство журналистов не заинтересованы в них, но, они получают большую аудиторию читателей. Я знаю примеры, когда на обложке журнала была религиозная тематика, он продавался намного больше, чем обычно. Так что очень важно писать о религии. Это медленный процесс обучения, так что быстрых изменений не стоит ожидать.
– Каких журналистов больше? Осознанно антирелигиозных или тех, которые просто не имеют никаких знаний о религии?
– Трудно сказать. В разных странах по-разному. Но я думаю, много тех, которым по большому счету все равно. Они часто думают, что религия является частным делом. Поэтому пропускают то, что происходит прямо «под носом».
– Какие ваши аргументы светскому журналисту, который скажет вам, что религия это частное дело?
– Невозможно понять президентские выборы в Америке или еще где-то без понимание религиозного контекста. Или вот еще: я провожу много исследований по терроризму, и нельзя понять идеологию терроризма без изучения религиозного аспекта. Например, Аль-Каида формирует свою идеологию вокруг ислама. И я читал много книг на эту тему, потому что это моя специализация, а некоторые писатели не имеют понятия, о чем пишут. Моя цель – убедить людей. Если просто нападать на них, их невозможно будет переубедить. По себе знаю, если кто-то нападает на меня, то я еще сильнее утверждаю свою мысль. Но если кто-то является дружелюбным и пытается помочь мне, скорее всего, прислушаюсь.
– Почему в некоторых христианских странах журналисты предпочитают освещать скорее празднования Рамадана, чем христианские праздники?
– Обычно масс-медиа старается освещать необычное. Празднование Рождества – мы к этому привыкли. Рамадан рассматривается как нечто такое, о чем не знают и об этом нужно рассказать. Новости сосредоточены на необычных явлениях. Новости от слова “новое”. Но на самом деле новости не отражают реальность. Будьте осторожны с тем, чтобы полагать, что новости отражают объективную реальность. Ведь часто их задача просто сообщить о разных странностях. Вместе с этим часто информационными службами игнорируются нормальные вещи потому, что они не новы.
– Объясните название книги «Слепое пятно»?
– Доказано медициной, что некоторые вещи, мы не можем увидеть со стороны. Например, сидя за рулем автомобиля и глядя в зеркала заднего вида, вы не можете видеть все. Также в некоторых аспектах общественных процессов вы можете что-то увидеть, а что-то – вообще не разглядеть. В этой книге именно религиозная тема в СМИ названа таким «слепым пятном», то есть темой, которую многие не замечают.
Руслан Кухарчук, Юлия Maрук, Ассоциация «Новомедиа».