Пожалуй, самая модная тема для общественных дискуссий в молодых демократических государствах — это свобода слова. Можно много рассуждать о плюсах и минусах свободного высказывания, но это не задача данного материала. Однако во многих случаях призывы к свободе слова приобрели чисто популистский характер. И что ещё опаснее, зачастую эта самая свобода трактуется, кому как заблагорассудится. Выйти на телевидении в прямой эфир и ругаться матерными словами? Это свобода слова? Господин Отар Кушанашвили понимает её именно так. Благо, его сразу уволили. А потом появляется на «плюсах» «Большой куш», где О.К. продолжает развиваться в матерном жанре. Для видимости приличия вся эта «прелесть» перекрывалась пиканьем. В этом же ряду стоят «Окна» и им подобные. Но ведь на таких рейтинговых каналах не показывали бы то, что публика не смотрит. Но как раз в этом и заключается парадокс: подобные передачи имеют сногсшибательный рейтинг зрительских симпатий. Свобода слова по-мирски!
Думается мне, что церковь в постсоветских государствах оказалась неспособной достойно вести себя в демократических условиях. В какой-то степени это объяснимо. Ведь не было раньше возможности создавать влиятельные христианские СМИ, отсутствовало систематическое библейское образование в современном понимании этого слова. Теперь условия игры, а точнее духовной войны, радикально поменялись. А вот в мозгах некоторых христиан такие изменения должны ещё произойти. В разговоре с одним верующим человеком я услышал в его словах недовольство тем, что в какой-то светской программе на телевидении один из её участников начал пытаться проповедовать Евангелие. Мол, зачем, это абсолютно не кстати. Как понимать позицию такого христианина? А ведь апостол Павел кричал: «Я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему…» (Рим. 1:16).
Христиане ещё не до конца используют такой рычаг демократии, как свобода слова. И я верю, что основное предназначение демократии — это беспрепятственная проповедь Евангелия. А всё остальное — второстепенно. Свобода слова должна знаменоваться активной проповедью Благой Вести о спасении через веру в Иисуса Христа, а не ругательствами в эфире. Средства массовой информации, в т.ч. сугубо христианские, должны сыграть в этом решающую роль. Как ни крути, но именно СМИ оказывают кардинальное влияние на взгляды, мнение, сознание и мораль общества. И если церковь в этой сфере не будет выходить на высокий уровень, тогда там окончательно обживутся «блудники, идолослужители, прелюбодеи, малакии, мужеложники, воры, лихоимцы, пьяницы, злоречивые, хищники» (1 Кор. 6:9-10) и остальная компания. Страшно?!
Как-то Иисус сказал очень интересные слова: «Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях» (Мтф. 10:27). Здесь Сын Божий как раз и говорит о христианской гласности. Речь идёт о пророческом служении. Великий Бог сообщает персонально своим детям важную информацию с той целью, чтобы они сообщили её с крыш домов, т.е. с самых видных и высоких мест, жителям этой земли. Когда Иисус говорил что-то важное, то становился на видное место и после слов «истинно, истинно» провозглашал Божественные принципы. Нагорную проповедь Господь говорил не в кустах, а на горе (Мтф. 8:1). Гора в современном понимании слова — это и есть СМИ (телевидение, интернет, пресса, радио). Почему? А потому, что кто владеет СМИ, того все слышат и тот реально влияет на общество.
Почему за право вещать в эфире, публиковаться в печатных и электронных изданиях ведутся настоящие войны и платятся огромные деньги? Да потому, что это приводит к видимому результату, это реальное влияние. Христианская общественность должна осознать стратегические возможности СМИ и объединить молитвенные, организационные, образовательные и финансовые усилия для развития в этом направлении. Нужно подниматься на горы!
Пару месяцев назад в поезде метро я встретил одного человека, который заставил меня задуматься о… Впрочем, об этой истории немного позже. Ещё до этой встречи я размышлял о работе ветхозаветных пророков. Неужели только тогда можно было стать на самом центральном месте и кричать Божьи откровения. В чём заключалась их основная функция? Возвещать. Они должны были говорить, предупреждать, направлять народ и отдельных людей. А если быть более точным, то сам Иегова делал это через них. На этих смелых людях было огромное Божье помазание, благодаря которому они эффективно влияли на народы и на царей… Они были бременем для населения, они нарушали спокойный уклад городской жизни. Они двигались так, как Бог двигался в них. Это аксиома, мы не сможем прогрессивно жить и двигаться в Господе, если не позволим Ему двигаться внутри нас. Божья работа через нас прямопропорциональна Его работе внутри нас.
Давайте попытаемся глубже осознать ответственность, которая была на пророках. Они часто знали то, о чём другие и не догадывались, они помнили то, о чём другие давно забыли. Исаия, Иеремия, Осия и остальные пророки несли ответственность рассказать другим то, что знали они. В противном случае народ мог погибнуть. Самый известный дезертир всех времён и народов Иона знал, что Ниневия через сорок дней будет разрушена. Однако, наверное, подумал, что так им, язычникам, и надо, да и в конце концов — почему именно я. Короче говоря, он думал то же самое, что сейчас продолжают думать многие христиане. Однако Бог настоял на Своём.
Всё же вернёмся к случаю в метро. Пассажиры уже давно привыкли к различного рода «деловым» предложениям в вагонах поездов. Кто газеты продаёт, кто батарейки и ручки, кто играет на музыкальных инструментах, а кто милостыню просит. Но вот в одно из воскресений после служения ехал я домой и в вагон зашёл мужчина лет пятидесяти. Солидная внешность. Он просто шёл по вагону, цитировал стихи из Библии и призывал людей каяться перед Богом. Так просто, но в этом была сила Божья. Вот это и есть свобода слова по-христиански. Этот человек возвещал евангельскую истину. А ведь если бы в Ветхом Завете было метро, то я абсолютно убеждён, что пророки использовали бы это скопление людей для сообщения Божьего послания. Вот это настоящая свобода слова, и некоторые христиане ею даже пользуются. Каждый время от времени находится среди определённого скопления людей, возможно в кругу своих знакомых, коллег. Это и есть то высокое место, где мы, под Божьим руководством, должны пророчествовать, т.е. говорить людям то, что Бог сказал нам через Священное Писание. «Что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях». А у крыша у каждого своя…
Люди этого мира должны услышать сообщение с Небес. А это сообщение могут передать только Божьи пророки. Пророк — не обязательно тот, кто предсказывает будущее, пророк — это тот, кто возвещает, это глашатай. Иеремия стал во вратах храма и официально заявил решение небесной канцелярии: если вы прекратите грешить, то останетесь жить на своей земле (Иер. 7:1-7). Функции новозаветного пророка — назидать, увещевать, утешать (1 Кор. 14:3). Потенциально каждый рождённый свыше христианин имеет помазание пророка, но в действительности не многие его используют. Причина в том, что мы не до конца осознаём Божьи полномочия, которые мы имеем. А кто как не церковь имеет право и должна увещевать людей. Церковь знает то, о чём этот мир и не догадывается. Это знание нужно распространить. И ключевым инструментом в этом как раз и являются СМИ.
Руслан Кухарчук.
Ассоциация «Новомедиа».