Данные опроса свидетельствуют о спаде; Китай по-прежнему занимает первое место по числу заключенных журналистов. Новое исследование КЗЖ свидетельствует о том, что каждый шестой заключенный журналист в мире находится в тюрьме без официального предъявления обвинений, многие из них остаются за решеткой месяцы и годы, места заключения некоторых журналистов неизвестны общественности.
По данным ежегодно проводящегося КЗЖ исследования, посвященного выявлению случаев тюремного заключения журналистов в различных странах мира, на 1 декабря за решеткой находилось 127 журналистов, что на семь человек меньше цифры за 2006 г. (Ознакомьтесь с подробными справками по каждому заключенному журналисту.) Этот спад в значительной степени обусловлен освобождением из заключения в нынешнем году 15 эфиопских журналистов, которых либо оправдали, либо помиловали, сняв с них обвинения в антигосударственной деятельности, связанные с гонениями на прессу со стороны властей. КЗЖ и другие организации вели активную кампанию в их защиту .
Китай, который не сдержал своих обещаний обеспечить свободу прессы перед Олимпийскими играми 2008 г., продолжает занимать первое место в мире по числу заключенных журналистов – сомнительное первенство, которое страна удерживает девять лет подряд. Куба, Эритрея, Иран и Азербайджан занимают следующие места в списке из 24 стран, содержащих журналистов в заключении.
КЗЖ выяснил, что обвинения в диверсиях, разглашении государственной тайны, подрыве национальных интересов и других видах антигосударственной деятельности по-прежнему наиболее часто используются в различных странах мира для того, чтобы сажать журналистов. Около 57 процентов журналистов из списка КЗЖ отбывают срок именно по таким обвинениям, чаще всего в Китае и Кубе.
Процентное соотношение журналистов, заключенных без предъявления обвинений, растет третий год подряд. Многие из этих случаев приходятся на Иран и Эритрею, однако в США такая тактика теперь также применяется все чаще. Американские власти не предъявили ни обвинений, ни доказательств вины ни оператору Аль Джазиры Сами Аль-Хаджу, находящемуся в заключении в Гуантанамо более пяти лет, ни фотографу Ассошиэйтед Пресс Билалу Хуссейну, который сидит в тюрьме в Ираке свыше 19 месяцев. Представители американских вооруженных сил сообщили в ноябре , что дело Хуссейна будет передано в иракский суд, но не объяснили причин его задержания.
“Не следует относиться к заключению журналистов на основании лишь голословных утверждений как к проявлению законности. Это не что иное как преступное похищение людей по распоряжению государства,” заявил исполнительный директор КЗЖ Джоэль Саймон. “Мы полагаем, что освободить следует всех 127 журналистов, однако нас особенно беспокоит судьба тех из них, которые находятся в тюрьме без предъявления обвинений, поскольку они зачастую сидят в ужасных условиях, лишенные общения с адвокатами и родственниками.”
Практика задержания журналистов без предъявления обвинений подрывает устои справедливости и ответственности. Так, иранские власти посадили Мохаммада Седдига Кабудвана в тюрьму в июле, но до сих пор не предъявили ему официального обвинения и не провели слушаний по его делу. Адвокату Кабудвана не позволяют ни встретиться с ним, ни ознакомиться с материалами гособвинения. Эритрейские власти отказываются даже сообщить, живы ли задержанные ими журналисты. По данным КЗЖ, неизвестны места заключения по меньшей мере 19 журналистов в различных странах мира, и в этом отношении Эритрея занимает незавидное первое место.
Продолжая десятилетнюю традицию, заключенные интернет-журналисты занимают все более заметное место в списке КЗЖ. Блоггеры, редакторы и репортеры интернет-изданий составляют примерно 39 процентов журналистов, находящихся в тюрьмах различных стран мира. Журналисты печатных изданий представляют самую многочисленную профессиональную группу, на которую приходится приблизительно половина всех заключенных журналистов.
Развитие интернет-журналистики и рост связанных с ней рисков очевидны в Китае, где 18 из 29 заключенных журналистов работали в интернете. Китайский список включает журналиста-лауреата Ши Тао , получившего десять лет за размещение подробной информации о пропагандистстких инструкциях правительства на иностранном вебсайте. Крупнейшая интернет-организация Яху предоставила китайским властям информацию о счете Ши, что привело к его аресту в 2004 г. и спровоцировало непрекращающийся спор о корпоративной ответственности.
Китай, где 22 журналиста находятся в заключении по таким обвинениям, как “подстрекательство к подрыву государственной власти,” продолжает активно использовать туманную формулировку “антигосударственная деятельность.” Несмотря на данное в 2001 г. Международному олимпийскому комитету обещание “обеспечить СМИ полную свободу,” китайское руководство продолжает сажать репортеров и поддерживать работу огромного механизма цензуры, как выяснилось в ходе специального исследования , проведенного КЗЖ в августе. КЗЖ призвал МОК и корпоративных спонсоров Олимпийских игр добиться от Пекина выполнения своих обещаний.
“Китай продолжает занимать первое место в мире по числу заключенных журналистов с того момента, как было принято решение о проведении там Олимпийских игр, и до настоящего времени, когда до открытия игр осталось всего несколько месяцев,” заявил исполнительный директор КЗЖ Саймон. “Китай и МОК обязаны исполнить обещания, которыми сопровождался выбор Пекина в качестве столицы Олимпийских игр. При том, что в тюрьмах страны томятся 29 журналистов, огонь олимпийского факела в Пекине в августе следующего года будет насмешкой над принципами олимпийского движения.”
Неучастие Фиделя Кастро в ежедневном управлении страной не привело к реформе СМИ на Кубе, занимающей второе место в мире по числу заключенных журналистов. По данным КЗЖ, двадцать четыре кубинских журналиста находятся в застенках, большинство из них сидят с марта 2003 г., когда в стране начались репрессии против независимой прессы. Эритрея, где в заключении находятся 14 журналистов, местонахождение которых не разглашается, стоит на третьем месте.
Две страны – Иран и Азербайджан – недавно пополнили список ведущих тюремщиков. Внутренняя оппозиция и экономические проблемы вынуждают Иран применять к журналистам все более жесткие меры наказания. В настоящее время в иранских тюрьмах находятся двенадцать сотрудников СМИ. Один из них, Аднан Хассанпур, редактор уже запрещенного ежедневника «Асо», был приговорен к смерти после того, как суд постановил, что Хассанпур нанес ущерб национальной безопасности и занимался антигосударственной пропагандой.
Число заключенных журналистов возросло и в Азербайджане, где их теперь девять. За решеткой в частности находится редактор Эйнулла Фатуллаев, которого арестовали в апреле вскоре после публикации подробного материала о том, как власти замяли убийство его коллеги, азербайджанского редактора Эльмара Хусейнова.
По данным КЗЖ, число заключенных журналистов значительно возросло в результате того, что после терактов 2001 г. в США в различных странах мира были приняты законы по обеспечению национальной безопасности, дающие широкие полномочия органам государственной власти. В 2000 г. в заключении находился 81 журналист, однако в последующие годы по данным КЗЖ среднее число заключенных журналистов во всем мире составляло 129 человек.
Анализ КЗЖ выявил также следующие обстоятельства:
• Приблизительно в 12 процентах случаев власти используют разнообразные не связанные с журналистикой обвинения для того, чтобы сводить счеты с критически настроенными авторами, редакторами и фотожурналистами, которых обвиняют в чем угодно, от несоблюдения нормативов до хранения наркотиков. В случаях, охваченных данным исследованием, КЗЖ пришел к выводу, что обвинения вероятнее всего предъявлялись журналистам в отместку за их профессиональную деятельность.
• На следующем месте (7 процентов случаев) в списке наиболее распространенных обвинений стоит клевета. Обвинения в разжигании этнической и религиозной ненависти предъявлялись приблизительно в 5 процентах случаев, тогда как нарушения правил цензуры составили 2 процента обвинений.
• Основное место в списке заключенных журналистов занимают сотрудники печатных и интернет-изданий. Тележурналисты, на которых приходится 6 процентов случаев, составляют следующую по численности профессиональную группу. Радиожурналисты составляют 4 процента, режиссеры-документалисты – 2 процента.
• Дольше всех, по результатам исследования КЗЖ, в заключении находятся Чен Ренжи (Chen Renjie) и Лин Юпинь (Lin Youping), которые были приговорены к тюремным срокам в Китае в июле 1983 года за публикацию брошюры “Доклад о свободе” (Ziyou Bao). Проходивший с ними по делу Чен Билин (Chen Biling) в последствии был казнен.
КЗЖ считает, что журналисты не должны попадать в тюрьмы за то, что делают свою работу, и направил письма с протестами в каждую из стран, где отбывают заключение журналисты. Кроме того, в этом году КЗЖ направил запросы властям Эритреи и США, чтобы выяснить подробности дел журналистов, которые содержатся в заключении без официального предъявления обвинений.
Список КЗЖ подготовлен по состоянию на 1 декабря 2007 года. В него не включены имена множества журналистов, которых арестовывали и выпускали в течение года; информацию по этим случаям можно найти по адресу www.cpj.org. Журналисты остаются в списке CPJ до тех пор, пока с разумной степенью достоверности не станет известно об их освобождении или гибели.
Журналисты, пропавшие бесследно или захваченные неправительственными группами, в том числе преступными, повстанческими и вооруженными группировками, в список заключенных журналистов не включаются. Их случаи классифицируются как “исчезновение” или “похищение”. Информацию о них можно также найти на сайте КЗЖ .
Зарегистрированный в Нью-Йорке Комитет по защите журналистов является независимой некоммерческой организацией, созданной для борьбы за свободу прессы во всем мире. lenizdat.ru