Дискуссия о возможности использования СМИ в деле православной миссии состоялась 31 мая в Свято-Филаретовском православно-христианском институте (СФИ) в Москве. Круглый стол был проведен в рамках международной богословско-практической миссионерской конференции «Велика жатва, а работников мало: миссия в Восточной Европе в православном контексте», которая проходит 31 мая-1 июня по инициативе СФИ, Всемирного братства православной молодежи Синдесмос, Британской миссионерской организации CMS и при поддержке Миссионерского отдела Русской Православной Церкви (РПЦ).
Круглый стол вели журналист и телеведущий Александр Архангельский и главный редактор православной газеты «Кифа» Александра Колымагина. В обсуждении принимали участие журналисты, работающие в светских и в православных изданиях, священнослужители и миряне.
Какова задача верующего журналиста? Можно ли использовать светские СМИ в миссионерских целях? Какой характер должна носить миссия в СМИ, к какой аудитории обращаться? Обсуждение этих вопросов началось с тезисов журналиста Бориса Фаликова, который считает, что верующему журналисту более всего сегодня подобает роль «переводчика» в налаживании диалога секулярного и религиозного мировоззрений. Кроме того, верующий сотрудник СМИ обязан говорить о такой актуальной сейчас теме, как терпимость, которая, по словам Б.Фаликова, является не только светской, но и религиозной ценностью.
Осмыслением своего опыта работы на телевидении с точки зрения нравственной позиции журналиста поделился Александр Архангельский. В общественной ситуации, которая все более развивается «в направлении тотальной смысловой безответственности», верующему журналисту невозможно поставить перед собой задачу христианской проповеди. Сегодня важна миссия «не в строго религиозном понимании», а как призыв к обществу «возвратиться к памяти о ценностях», «показать, что смысл где-то есть». Такому журналисту все время приходится «балансировать на грани»: чтобы донести хотя бы часть своих идей, необходимо учитывать конъюнктуру медиа-рынка и особенности восприятия «никакомыслящей аудитории». Публицист Борис Колымагин согласен, что в современных «сильно пожелтевших» светских СМИ верующему журналисту почти невозможно найти место для «искреннего высказывания».
Священник Дмитрий Карпенко издает православный журнал для молодежи «Ноев ковчег» (Белгород). Он четко зафиксировал отличие: если главная задача СМИ состоит в навязывании людям определенной точки зрения, то миссионерская задача принципиально иная – «передавать людям правильные знания об Истине». Чтобы избежать в этом деле навязывания, давления, необходимо «научить человека думать», «самостоятельно отличать правду от неправды, даже в церковных СМИ». Этим и пытается заниматься «Ноев ковчег», работая «на пересечении светской и церковной культуры», помогая читателю отыскать «зерна истины» в произведениях светской культуры. По словам о.Дмитрия, это позволяет вести миссионерскую работу, избегая «проповеди в лоб», а с другой стороны, предохраняет неофитов от столь частого кризиса полного разрыва с культурой.
Ректор СФИ, священник Георгий Кочетков сомневается в возможности миссии через СМИ. Для него полноценное миссионерство всегда связано с общением, с диалогом, что невозможно при одностороннем вещании. Однако, используя разные медиа-средства, необходимо учитывать разные целевые аудитории, считает о.Георгий. Так, обращаясь к «нецерковным» людям, надо сосредоточиться не столько на «передаче знаний» в просветительских передачах, сколько, в первую очередь, «пробуждать совесть, в полной уверенности, что она есть у каждого». Но есть и «внутрицерковное поле миссии»: люди, пришедшие к вере, также нуждаются в особом характере проповеди, для них надо создавать специальные СМИ.
Откликаясь на замечание о.Георгия о необходимости диалога в миссионерской работе, журналист газеты «Кифа» Александр Буров отметил, что даже в нынешнем виде православное издание может работать над «восстановлением общения», предоставляя читателям возможность высказаться. Александр Архангельский полагает, что в скором времени появится техническая возможность сделать разные формы вещания все более интерактивными: средства массовой информации (СМИ) превратятся в СМК – средства массовой коммуникации. Один из участников встречи, представитель церкви евангельских христиан из Санкт-Петербурга, считает, что актуальнее было бы говорить о СПИ – средствах персональной информации, имея в виду специфические формы информирования разных категорий. Так, обращаясь к молодежи, невозможно не учитывать, что их восприятие сейчас формируется эстетикой MTV, пояснил выступавший.
О своем удачном опыте миссионерского общения через интерактивные телепередачи рассказал о.Владислав. В подмосковных Мытищах он в течение трех лет ведет на кабельном телевидении прямой эфир. Интенсивность диалога со зрителями, который не прекращается и за пределами телепередачи, свидетельствует о том, что «народ хочет откровенного разговора о самом главном». Однако и здесь важно найти адекватную форму миссионерства: по наблюдениям о.Владислава, «людей больше всего интересует чувство Живого Бога, воплотившееся в жизни конкретных людей – святых, деятелей культуры». Так, с большой отклик получила программа, посвященная св.матери Марии (Скобцовой).
Иеромонах Агафангел (Белгородская духовная семинария) убежден, что для миссионерства надо использовать уже имеющиеся технические возможности. Его опыт свидетельствует, что общение в блогосфере дает возможность «миссии от сердца к сердцу». Главное, чтобы сам миссионер был «хорошим нравственным человеком» и «осознавал, куда ведет», считает о.Агафангел.
Священник Иоанн Привалов (Архангельск), сотрудничая со светским изданием, почти не имеет «обратной связи»: еженедельно в местной газете выходит его небольшое интервью. Однако отклики читателей свидетельствуют о том, что люди хотят знать «норму», и задача миссии через СМИ – фиксировать эту норму, «не ту, что мы придумали, а установленную самой жизнью», называть вещи своими именами, например, объяснить, почему обида является не просто эмоциональным состоянием, но грехом.
«Люди тянутся к норме», — подтвердила Александра Колымагина. Она убеждена, что православное издание может преодолеть стереотип «скучного», если покажет «норму живого христианского общения, а это заразительно».
Иной вывод делает из наблюдений за церковными изданиями священник Филипп Парфенов (Москва). По его мнению, епархиальные СМИ в большинстве своем отличаются «лакировкой действительности», что о.Филипп связывает, в первую очередь, с неразвитостью общинной жизни в нашей Церкви.
Главный редактор информагентства «Благовест-инфо» Дмитрий Власов также считает необходимым исключить «лакировку», подмену православия «национальной или бытовой религией», или «трафиком святынь». По его словам, миссионерская задача СМИ состоит в том, чтобы нести информацию о том, «что сейчас есть Церковь, Кто такой Христос, что такое Евангелие».
В обсуждении темы приняли участие также журналисты Светлана Солодовник, Михаил Ситников, Наталья Василевич (Минск), преподаватель журфака МГУ Татьяна Порицкая, редактор газеты «Община XXI век» Александр Огородников, главный редактор радио «Логос» Валентин Никитин и другие.
Итог дискуссии подвел о.Дмитрий Карпенко. «Говоря от негативных явлениях, мы не должны забывать, что мы не можем жить в «Церкви своей мечты». Мы живем в той Церкви, которая у нас есть… Не было такого периода в истории, чтобы человек ощущал себя совсем комфортно в Церкви. Несмотря ни на что, всегда найдется источник чистой воды, отыскав который, человек научится самостоятельно думать».
Благовест-Инфо Инфоblagovest-info.ru