В Кубанском приложении к газете “Аргументы и факты” (№ 3 от 16 января 2008 года) увидела свет статья Полины Поповой “В поисках истины”, посвященная пугающему обывателя образу “деструктивной секты”. В довольно дежурном тоне автор повествует о кришнаитах, пятидесятнической церкви “Вифания” и Церкви адвентистов Седьмого дня.
Очевидно, что материал написан человеком, не испытывающим симпатии к религиозным организациям, не входящим в юрисдикцию Русской Православной Церкви Московского патриархата. Полина Попова играет на общеизвестных фактах, но представляет их как негативные характеристики, делая особый упор на финансовой составляющей этих религиозных организаций.
В вину кришнаитам вменяется то, что “основатель кришнаизма Бхактиведанта Свами Прабхупада” до выхода на пенсию был успешным бизнесменом. А потому делается “небезосновательный” вывод о том, что у всех последователей Кришны по наследству передается “страсть к деньгам”. Подразумевается, что обогащение это должно произойти за счет приобретения новых последователей. Да, действительно, сегодня многие успешные бизнесмены тяготеют к восточным культам. Но журналист совсем забывает (или не знает?), что учение Кришны базируется не на материальном. И уж точно не культивирует любовь к деньгам. Но чтобы зацепить читателя и оставить негативное впечатление о последователях Кришны, автор цитирует высказывание одной последовательницы этого культа, которая говорит, что в христианстве есть заповедь “Не убий”, но именно христианами выстроены огромные скотобойни. Здесь важно отметить, что отношение к животным у кришнаитов, согласно их верованию, действительно почтительное и они вегетарианцы.
Следующей мишенью в статье является многотысячная краснодарская община Российской Церкви христиан веры евангельской (пятидесятников) “Вифания”. Что же в этой Церкви не так? Оказывается, наличие церковного “офиса”, церковных автобусов и другого имущества! Это значит, что “секта Вифания” живет, как “семья”, и у нее есть свой бюджет. Намек понятен. В контексте статьи это означает, что Церковь живет за счет обирания своих прихожан. Удивительно, но что плохого видит автор в общинной жизни церкви? Разве это не в духе христианской традиции, берущей начало в Новом Завете, а именно в Деяниях Апостолов? Ну, а разве в РПЦ МП не существует епархиальных офисов и другого имущества? Разве в православных храмах не собираются добровольные пожертвования, как у протестантов, и община не распоряжается этими средствами? К тому же в протестантских церквях не практикуется плата за так называемые требоисполнения: крещение, погребение, поминание и т. д., за что в храмах РПЦ МП плату взымают весьма усердно, исправно и в немалых размерах. А злые языки уже давно именуют РПЦ МП “конторой ритуальных услуг”
Есть еще одна претензия к “Вифании”. Это – наличие собственного реабилитационного центра. В статье приводится свидетельство бывшего наркомана, получившего освобождение в этом центре после тринадцати лет наркозависимости. И что же? Попова задает ему вопрос: “А не приходят ли к нему мысли вернуться к прошлому?” На что тот дает откровенный ответ, что да, мол, а к кому они не приходят? А следом идет мнение эксперта-психолога краевого медицинского центра Ирины Сурниной, утверждающей, что не может быть освобождения от наркотической зависимости в реабилитационных центрах христиан. Это звучит весьма странно, особенно в свете того, что существует достаточно свидетельств, говорящих совершенно обратное: освобождение происходит, и бывшие наркоманы возвращаются в общество. Кроме того, ведь такие центры действуют и под покровительством РПЦ МП, причем далеко не всегда бесплатные. Но журналист настаивает: кто сегодня только не играет на поле социальной работы и не эксплуатирует тему освобождения от наркотиков? Совсем не догадываясь, что этот и подобные ему реабилитационные центры евангельских христиан создавались еще в тот период, когда наркозависимость не объявлялась национальным бедствием и на борьбу с ней из госбюджета не выделялось столько средств. Какой выгодой могли руководствоваться создатели реабилитационных центров в начале 1990-х, если на деньги из бюджета они никогда не претендовали (да и не могли). В таком количестве, как сегодня, они и не выделялись. Это в 2008 году в бюджете Краснодарского края запланирован почти на 70% (от 106,5 млрд. руб.) рост расходов на социально-культурную сферу, и борьба с наркоманией объявляется одним из приоритетных направлений. Раньше такого не было, и протестантские пасторы руководствовались исключительно любовью к людям. А какая может быть выгода протестантам от бывшего наркомана, социализация которого после реабилитации занимает несколько лет?
Тема о деньгах развивается и в повествовании о Церкви адвентистов Седьмого дня, основанном на свидетельстве весьма сомнительного характера. Соседка члена Церкви адвентистов рассказывает, что перед вступлением “в секту” там интересуются доходом адепта, чтобы обозначить для него необходимый минимум, называя его десятиной. Галина Петровна говорит, что “…агитируя прийти в свою Церковь, они сразу уточняют зарплату человека и назначают сумму, которую он обязан вносить каждый месяц”. Угроза пребывания в этой “секте” заключается в том, что если адепт “не может заплатить назначенную “десятину”, то ему приходится отдавать драгоценные вещи в зависимости от размера задолженности”. Но чего-нибудь он однозначно якобы лишается… Но ведь это свидетельство из серии: ” Я сам не едал, но слыхал, что слуга видал, как наш барин едал…”
Вывод очевиден – вероятно, сегодня общественное мнение снова обрабатывается перед очередной законодательной инициативой ограничения религиозных свобод. Так это или нет, покажет время. Но крепнет мысль о том, что “давить сектантов” у ангажированных журналистов становится профессиональной привычкой или более тривиально – приносит ощутимый доход в виде гонораров за заказуху… Ничто не ново под луной или, как справедливо начертал Екклесиаст, “и нет ничего нового под солнцем” (Ек. 1:9)
Евгений Князев, Портал-Кредо