Есть ли место Богу на телевидении? Что общего между газетами и Священным Писанием? Где найти правду в Интернете? Как вести себя ответственно в социальных сетях? И наконец – совместимы ли вера в Бога, журналистская профессия и средства массовой коммуникации в целом?
Эти вопросы звучат все громче. Они становятся разительно актуальными на фоне параллельных процессов: развитие средств массовой информации и усиление религиозных проявлений в образе жизни и мышлении людей.
Просматривая трендообразующее американское телевидение или листая классическую английскую прессу, может даже показаться, что для них эти вопросы не стоят. Вот, смотрю Лари Кинга (когда он еще вел свое знаменитое шоу), а теперь Пирса Моргана на CNN, и частенько вижу там в гостях знаменитых пасторов и священнослужителей. Открываю Daily Mail и нахожу животрепещущую историю о том, как женщина встала с инвалидной коляски, получив чудесное исцеление на христианском богослужении.
Хотя и там – на далеком Западе – прослеживаются в целых медиа-холдингах то ли насаждение секуляризма, то ли откровенные антихристианские намеки. Но при этом, обратим внимание, не приходские издания или маргинальные телевизионные студии дают площадку для выступлений проповедников или повествований о Божьем чуде. Именно медиа-гиганты, медиа-классики считают для себя зазорным упустить из виду религиозную жизнь своей аудитории и не удовлетворять информационно-духовные потребности своих слушателей, зрителей и читателей.
Немного другие традиции соприкосновения журналистики с церковно-христианской тематикой господствуют у нас. На территории постсоветских стран рассказать в новостях о праздновании Пасхи, например, в пятидесятнической церкви или сделать вечернее ток-шоу с популярным анализом жизненных постулатов православного святого Серафима Саровского считается едва ли не признаком дурного тона или даже моветоном каким-то.
Пожалуй, эти предрассудки в среде журналистско-редакторского сообщества укоренились почти на подсознательном уровне. И связаны они с десятилетиями господствующего атеизма, который оставался в перечне абсолютных ценностей еще совсем недавно. И вот по той же старой привычке, которая иногда даже культивируется преподавателями на журналистских факультетах, сотрудники нашего общего медиацеха продолжают грубо и искусственно разделять такие понятия, как христианская вера в Бога (“не подлежит регулярному и интересному освещению”) и все остальное (“подлежит тщательному анализу и освещению”).
Таким образом, социальные, культурные, политические, экономические, образовательные информационные потребности человека – справедливо убеждены СМИ – нужно удовлетворять. Но при этом неофициально в отдельный ряд выделены духовно-религиозные потребности аудитории. Их принято считать чем-то личным, не имеющим права претендовать на манифестацию, а поэтому – на публичное освещение и актуальный анализ.
То есть даже сексуальные предпочтения человека нынче выносят на публичное обозрение в СМИ (хотя что может быть более личное и закрытое, не предназначенное для посторонних взглядов), а вот веру стремимся спрятать под сукно. Как нечто неудобное или даже конфликтное, или как минимум не до конца понятое и осмысленное (а поэтому – неподходящее для информационного мейнстрима). “Чтобы не выпячивать”…
Совершенно очевидно, что в любой теме есть очень специфические аспекты, которые вряд ли будут интересны классической мейнстримовской журналистике и редакционной политике. В том числе и в теме веры и религии таких аспектов предостаточно. Но перед нами обнажилась вот какая болезнь: для большинства журналистов и редакторов (особенно молодых) вообще вся тема веры и Бога в принципе является “специфическим аспектом, который вряд ли будет интересен и понятен аудитории”.
Но на самом деле тут происходит типичная проекция личного на общественное. Журналисты и редакторы, которые часто являются неверующими людьми (и даже циничными скептиками – в силу специфики своей профессии), для которых тема личной веры и Бога является чем-то далеким и даже сказочным, ошибочно уверены, что и для их аудитории тема личной веры и Бога является такой же неактуальной и второстепенной. Очевидно, такие умозаключения зиждутся как минимум на недостаточном углублении в тему, а то и на непрофессионализме и ограниченном кругозоре (хотя в последнее верить не хочется). А ведь уже много лет подряд институт церкви пользуется у нашего населения наибольшим доверием, о чем говорят результаты многих социологических исследований.
СМИ и Вера. Телевидение и Бог. Газеты и Священное Писание. Интернет и Правда. Радио и Традиции. Социальные сети и Ответственность. Эти смысловые пары становятся отправной точкой в нашей медиа-дискуссии и общем профессиональном совершенствовании. Международный форум “Новомедиа” призван стать площадкой для полилога, многоголосия в этой теме. Именно поэтому сюда приглашаются разные люди с разными позициями: сотрудники религиозных медиа, верующие журналисты и редакторы из светских СМИ, а также наши неверующие коллеги.
НОВЫЕ МЕДИА И ВЕЧНЫЕ ЦЕННОСТИ! А как иначе? Ведь без ценностных установок и ориентиров любая социальная деятельность (коей журналистика является априори) рискует превратиться в разрушительную силу, которая уродует сознание и искажает мировосприятие.
Бюллетень и программа Международного форума “Новомедиа”, 2011 год
Регистрация на Форум– ТУТ!