Классическая схема проведения любой информационной кампании проста и надежна как автомат Калашникова.
Определяется аудитория, нужный канал доставки информации и источник наполнения этого канала правильным содержанием – “темами важными и актуальными”.
Для людей военных это объект, сектор обстрела, задействованный арсенал. Учитывая приближающиеся предвыборные баталии, штабы приступили к разработке стратегических планов, ревизии своих информационных цейхгаузов.
Проблема только в том, что карты наступления могут быть составлены по устаревшим данным и объект атаки уже давно ушел в подземные сети и сменил позывные радиосвязи.
Чтобы ответить на вопрос, насколько точны карты, следует разобраться с тем, какие изменения претерпело информационное пространство Украины?
Наблюдение первое, которое можно назвать хорошей новостью. Украина сформировалась как открытая информационная система.
Демократические преобразования, даже в ущербном половинчатом виде принесли свои плоды. Свободный оборот информации, и множественность каналов ее поступления создали защитный механизм попыткам монополизации информационного влияния.
Невозможно создать эффективную управляемую информационную вертикаль без радикальных ограничений. Цензура, как и диктатура, эффективна, когда тотальна, и жестко последовательна. В обратном случае – стоит государству оставить малейший просвет – информационный вирус рано или поздно инфицирует все общество.
Лекарство этому – карантин, изоляция и тотальная дезинфекция. Вопрос в том, кто готов идти по этому пути до конца? Есть ли такая партия?
Наблюдение второе – количество может быть противопоказано качеству. Концентрация под одной крышей большого количества медийного ресурса для решения политических задач не только бесполезна, но и вредна без его наполнения качественным контентом.
Чем больше СМИ задействовано в распространении ущербного посыла, тем сильнее обратный негативный эффект.
Какая польза в том, что информацию о гречке в магазинах по 14 гривен покажет не один центральный канал, а пять, когда на самом деле она по 30?! Вместо одного дяди Вани пять таких дядей услышали об этом и расскажут своим тетям, а в результате вся страна останется в легком недоумении и с неприятным осадком недоверия.
Усугубляет ситуацию наличие у “маленьких українців” больших информационных фильтров, вживленных в подкорку головного мозга. Украинцы на подсознательном уровне тотально не доверяют любой официальной информации и научились дешифровать ее скрытые смыслы.
Чего только стоит для исторической памяти заманчивое предложение: “Иди, товарищ, к нам в колхоз!”. Поэтому наши радары “заточены” на избирательное потребление информационного продукта и очень чутко реагируют на попытки утаить или умолчать что-либо общественно значимое.
В связи с этим порой не устаешь поражаться, с каким упорством политики продолжают наступать на ставшие для них практически родными грабли: продуцировать очевидную бессмысленную и поэтому неэффективную ложь.
Исходя из вышесказанного, наблюдение третье. Традиционный ресурс технологий манипуляций выработан, ему на смену должны прийти технологии информирования.
Не надо бояться сказать правду. Нация, пережившая войны, репрессии, геноцид, как-нибудь справится с сообщением о необходимости повышения цен на горячую воду.
Сформированный запрос на тот или иной вид информации не пропадет от того, что об этом промолчат СМИ. Как в воздушном шарике – попробуйте его ужать с одной стороны, он надуется с другой. Ощущение того, “что они что-то не договаривают”, приводит к необходимости поиска дополнительных источников.
Наблюдение четвертое. Традиционные носители, которыми привык пользоваться потребитель, но которые регулярно начали поставлять просроченный или контрафактный продукт, стремительно теряют доверие.
Представьте себе, что вы выбрали для покупок новейший супермаркет, красивый и современный, но в нем вас обсчитали и предложили просроченный товар. Если такое происходит изо дня в день, то рано или поздно вы примете решение заглянуть на соседний полустихийный рынок, да и сосед ваш о нем хорошо отзывался.
Однажды пришли посмотреть и встретили там кучу знакомых, с продавцом о жизни посудачили, продукты свежие купили и в результате стали постоянными посетителями.
Нечто подобное наблюдается в отечественной коммуникационной среде. Произошло перераспределение каналов информации, когда традиционные источники значительно потеряли в доверии.
Недостаток и неубедительность получаемой информации вынуждают избирателя более интенсивно осваивать и пользоваться новыми информационными ресурсами.
Традиционная модель вертикальных связей становится все менее эффективной, поскольку информация идет сверху вниз и унифицируется, а значит, поступает ко всем группам одна и та же, несмотря на то, что группы разные.
Одновременно появляется раздражение к насильно внедряемым тезисам. Возрастает интерес к СМИ, которые излагают иную точку зрения. Как следствие, появляется большее доверие к иной – более содержательной информации, распространяемой по горизонтали, где основными каналами коммуникации становятся интернет и контакты между людьми.
В заключение – выводы. Суммируя результаты некоторых субъективных наблюдений и объективных исследований, можно выделить ряд устойчивых тенденций развития информационной ситуации.
Во-первых, социальные сети и в целом new media стали полноценными субъектными игроками, способными влиять на общегосударственные процессы.
Во-вторых, в регионах увеличивается интерес к местным СМИ. Растет количество тех, кто предпочитает черпать новости не из национальных медиа, а из регионального телепрограмм и прессы.
В-третьих, повысилось значение таких ресурсов, как “разговоры с друзьями и знакомыми” в качестве источника информации о ситуации в стране.
Поэтому, к примеру, слова соседки о том, что “скоро всю землю продадут американцам”, сегодня для многих звучат убедительнее, чем любая информация, исходящая от официальных лиц.
Подобных примеров можно привести много. Всех их объединяет одно – горизонтальный характер связей, наличие собственных источников информации с системой быстрого оповещения и осмысления. Причем логика этого осмысления строится на критическом восприятии.
Суммируя изложенное, можно утверждать, что на сегодняшний день параллельно сформированы и функционируют две практически непересекающиеся коммуникационные реальности, действующие по принципу вертикальных и горизонтальных связей.
При этом горизонтальная имеет гораздо больший потенциал влияния на формирование общественного мнения и несет серьёзные протестные риски.
Андрій Демартіно, Українська Правда