Сергей Вельбовец – основатель и руководитель известной в христианских кругах медиа-группы InVictory, которой принадлежат такие ресурсы, как журнал «IN VICTORY», портал www.invictory.org и ряд христианских Интернет СМИ. Вельбовец также является членом правления Ассоциации журналистов, издателей и вещателей христиан «Новомедиа». После медиа-конференции, которая проходила в Вашингтоне с 18 по 20 августа, о значении и перспективах христианских медиа беседовали Олег и Андрей Мартыненко из журнала Канон.
Почему в рейтингах самых популярных мировых СМИ нет христианских медиа?
Во-первых, потому что христиане ведут закрытый образ жизни. Наверное, русскоязычные христиане под влиянием советского прошлого до сих пор считают, что придут спецслужбы и арестуют. Мы пошли немножко по другому пути. Если мы зайдём в тот же rambler топ-100 и другие рейтинги, то InVictory там будет представлен одним из первых. Просто христиане привыкли жить внутри своих церквей. Практикуя политику затворничества, мы не сможем выполнить великое поручение – «Идите и научите». Коль Иисус сказал, что мы – свет миру и соль земли, мы должны наоборот идти в мир и всеми путями учить. Рейнхард Бонке как-то сказал, что не видел никогда рыбака, у которого на лодке было бы написано большими буквами: «Рыба, прыгай сюда». У христиан, зачастую, это так.
Существует ли сегодня христианское медиа-пространство?
Существует, но оно очень бедно и ограниченно. Чем больше будет появляться этих ресурсов, тем лучше. Сегодня мы наблюдаем однобокость подачи информации. Светские продюсеры средств массовой информации следуют трендам, которые существуют в обществе. Вот простой пример. Когда они берут интервью у какой-то звезды, их интересует только одна сторона этого человека, т.е. сколько браков у него было, как рано он начал половую жизнь. И складывается впечатление, что все эти звёзды – какие-то пустышки, развратные, ужасные люди, у которых всё плохо. Христиане от этого ещё больше замыкаются и не хотят вообще об этом знать. Но я уверен, что любая звезда, как и любой человек, имеет богатую жизнь, в которой также присутствует духовная сторона. Пускай он не ходит в церковь и не является посвящённым человеком, но, возможно, раз в месяц он склоняет свои колени и молится, ведь у него тоже есть трудные периоды в жизни. Поэтому одна из задач христиан, которые хотят развивать медиа, – создать такое условно-христианское медиа пространство, в котором можно показать духовную составляющую жизни известных и влиятельных людей. Конечно, эта информация не будет полезна для церкви, но молодых неверующих людей и общество в целом она заставит задуматься. Если известная авторитетная личность, которую знают миллионы людей, вдруг откровенно скажет, что по вечерам она говорит с Богом, это будет сигналом, что, оказывается, это важно. Поэтому здесь есть огромное поле для развития не только в узко-христианском понимании этого слова.
Современные информационные технологии. Их роль в церкви. Как построить мост между консерватизмом и глобализацией общества?
Если бы церковь действительно выступала против новых технологий, то призывала бы не пользоваться ни электричеством, ни машинами, ни другими благами. А у нас получается политика двойных стандартов: мобильными телефонами мы пользуемся, а тем, что мы называем новыми информационными технологиями – нет. Христианство в технологиях всегда отставало от мира на один шаг. Появилась печатная пресса – церковь этим не воспользовалась, потом появилось радио, и христиане провозгласили, что оно не от Бога, но начали использовать печатную прессу. Появилось телевидение, христиане сказали, что телевидение от дьявола и начали вещать на радио. Теперь процветает интернет, но и он «от лукавого», зато мы проповедуем на телевидении. Вот ждём следующего шага, чтобы христиане вошли в интернет. Мы стараемся опередить эти события и всё-таки вывести христианство в электронное пространство. Интернет – это не альтернатива радио или телевидению, это не очередное средство массовой информации – это всего лишь новый вид коммуникации, новый вид носителя. Нужно использовать интернет, чтобы через него передавать Евангелие, и здесь нет ничего тайного, сложного или страшного.
Существует ли в вашем ресурсе духовная цензура? Вы приглашаете на программы священников, чьи принципы в христианской среде считаются несовместимыми, иногда даже противоречивыми. Это концептуально?
Я считаю, что тело Христа достаточно богато и разнообразно, чтобы освящать всех, но цензура все-таки существует. Главный критерий – это Никейский символ веры, по которому верующий человек исповедует Иисуса Христа распятого и воскресшего. Соответственно, мы не пропускаем сектантских учений, которые сегодня появляются, но вместе с тем, не позволяем лить грязь на служителей на страницах портала. Высказать своё несогласие с его теологией – нет проблем – это свободная пресса, свободные страны – пожалуйста. Но оскорбить его, оклеветать – это немыслимо. Как показал скандал вокруг Сандея, служители позволяли себе публиковать и говорить такое, что недопустимо в христианской морали и нравственности, что мы удаляем даже с нашего форума, где люди просто общаются. Поэтому после этого мы ещё больше соблюдаем цензуру – не принимаем к публикации критику одного служителя на другого, потому что мы увидели в ней разрушающее действие и заплатили за это высокую цену… У нас работал выпускающий редактор, который когда-то давно освободился от наркотиков. Видя всё, что пишут о служителях, и что позволяют себе сами священники (а публиковалось всего 30 процентов), он разочаровался в христианстве и начал опять колоться. Церковь должна осознать, что информационный мир общий и его нельзя монополизировать. Очень часто на нас оказывается давление со стороны разных христианских кругов с требованием опубликовать или наоборот, не публиковать проповеди тех или иных пасторов. Если каждого послушать, то вообще никого не надо публиковать. Мы приняли решение размещать всех, пока это не вредит и не несёт оскорбление другим. Каждый может нести свою теологию здесь и каждый имеет право не соглашаться, но делать это аргументировано. Пусть это будет единое информационное пространство, в котором мы сможем дискутировать, а не оскорблять друг друга.
Пасторы не любят критики. В какой-то мере этот вопрос цеплял и ваш портал, потому что через него проходили и компрометирующие факты на кого-то из служителей. Как в этой ситуации СМИ сохранить объективность и добрые отношения с пасторами?
Не думаю, что христианские СМИ призваны искать компроматы. Если такое когда-либо было в InVictory, то это недоработки молодых редакторов, которые не знали, о ком идёт речь. Это не является нашей позицией. Мы не ставим целью лить грязь на служителя ни в коем случае, потому что служители делают очень большую работу и платят большую цену. За это они, несомненно, заслуживают уважения. Но если говорить о компроматах, не как о грязи, а как о здоровой критике, если нужно откровенно подчеркнуть, что кого-то заводит людей в ересь, то необходимо действовать. И для этого существует это информационное пространство, где можно устраивать телемосты, круглые столы со служителями разных деноминаций, использовать практику теледебатов служителя со служителем. На таких программах человек, выслушав вопросы, публично отвечает на них, зрителю видно его лицо, видно, как он говорит, какие аргументы приводит. Всё это публично, это нормально. И я лично усматриваю в этом защиту христианства от заблуждений.
Какую цель вы преследуете первоначально – интеллектуального или духовного просвещения зрителя? Ваша медиа-группа ориентирована более на верующего, зрелого христианина или мирского зрителя, который пребывает в поисках истины?
Мы ориентированы исключительно на христиан, которые посвятили свою жизнь Христу, и приняли Его в своё сердце. У нас есть ресурсы и для новообращённых христиан, для зрелых верующих, и пасторские платформы. Но мы не создаем евангелизационную прессу, не просвещаем, как медиа. Скорее, объединяем информационным образом тело Христа для того, чтобы люди могли послужить друг другу. Допустим, пастор находится в Благовещенске, в России, а его проповеди слушают в Израиле, Японии, Бразилии, Америке. Благодаря InVictory мы стираем территориальные барьеры для общения и взаимного назидания тела Христова. Для интеллектуального и духовного просвещения существует электронный журнал InVictory. Его мы позиционируем, как аналитический духовный журнал для думающих христиан, где поднимаем широкий спектр острых вопросов, освещаем множество точек зрения. Он находится по адресу: invictory.info, а портал – invictory.org. Мы не должны идти по пути советской прессы, когда обо всём замалчивалось: самолёты у нас не падали, ничего не происходило. Если так рассуждать, то Писание написано неправильно. Зачем Господу было показывать, что Давид согрешил, что Соломон взял наложниц? Библия написана честно, и мы видим, что это были обычные люди, но в их слабостях как раз и присутствовал Господь Своим Духом. Я думаю, что если бы Господь был заинтересован в том, чтобы показать всех безгрешными и скрыть недостатки, то Он бы это сделал.
Какое современное состояние христианских СМИ?
Зачаточное. Их практически не существует. А те небольшие СМИ, которые есть (к ним же я причисляю и InVictory) – это большой прорыв, верх профессионализма. Но когда я сравниваю нас со светскими изданиями, то вижу, что мы находимся в зародышевом состоянии, мы не можем быть конкурентоспособными в технологическом, организационном плане. Нужна долгосрочная программа церкви, на 100-200-300 лет вперёд. Придёт Иисус через 4 года – нет проблем, мы окажемся готовы. А так получается, что все в мире люди воспитывают своих детей юристами, экономистами, политиками, пиарщиками, компьютерщиками. А христиане идут в дальнобойщики, в строители. Я понимаю, что и Давида Бог призвал из пастухов в цари. Но в Библии также много примеров образованных людей: Даниил, Моисей, апостол Павел. Я вижу, что в христианстве просто не хватает кадров с одной стороны, и посвящения с другой. У нас понятие благодати наложилось на восприятие народных сказок, и получается что-то среднее между «во имя Иисуса Христа» и «по щучьему велению». Нам кажется, что если мы христиане, и мы начали что-то делать, то как-то оно само произойдёт, потому что Господь за нас, и Он всё покроет. И получается, что из-за этого мы проигрываем перед миром, которому не на кого надеяться. Они понимают, что если они не сделают, их никто не подстрахует, поэтому они делают качественно. А мы здесь немного притормаживаем.
Можно ли причислить к списку этих проблем так же административные и финансовые сложности?
Законы менеджмента существуют везде, независимо от того, в церкви работают СМИ, или не в церкви. Руководитель христианского телеканала может закончить MBA и быть успешным руководителем. Другое дело, что он иногда не видит смысла в этом, потому что он считает, что через него руководит Господь, и зачем ему MBA. С такой же точки зрения можно не уметь играть на пианино, и прийти вести прославление, хаотически нажимая клавиши, веря, что Господь будет играть через твои руки. Это нам кажется абсурдом, а первый пример – нет. Что касается финансов. Опять же, нужно делать конкурентоспособный продукт для людей. Как бы мы не критиковали сегодняшнюю жизнь Мела Гибсона, но прецедент есть прецедент. «Страсти Христовы» – это качественный продукт, который привёл многих ко Христу, но этот продукт имел финансовый успех.
Как христианам бороться с антицерковным чёрным пиаром светских СМИ?
Не нужно с ним непосредственно бороться или оправдываться, если нас называют сектантами, или борцами с либеральными ценностями. Самый лучший способ пиара – это говорить правду. Пиар – это отношения с общественностью. Любая церковь призвана иметь отношения с людьми. Другое дело, что церковь не показывает свои добрые дела, от чего складывается впечатление, что это какая-то закрытая организация, и неграмотные журналисты смешивают эту церковь с грязью. Мы спрашивали светских журналистов, почему вы не пишете о церкви, и в ответ слышали: «А вы же ничего не делаете!» Мы очень удивились: с наркоманами работа идёт, с бездомными идёт, голодных кормим – масса социальной работы. На что они нам ответили: «А откуда мы об этом знаем? Вы же нам об этом не сообщаете! А если сообщаете, то всё это безграмотно, с ошибками, неинтересно». Церковь сама ответственна за то, что о ней не знают и не пишут СМИ. Поэтому мне кажется, если построить правильные связи со светскими СМИ, основать пресс-центры в церквях, взять на работу пресс-секретаря, который сможет грамотно написать пресс-релиз, доступно и подковано объяснить, чем церковь занимается, чтобы не отвлекать пастора, который занимается духовными вопросами, ситуация коренным образом изменится.
Христиане и политика. Какова может быть форма участия церкви в политической деятельности?
Наше общество давно пришло к разделению церкви и государства, поэтому церковь как институт, непосредственно в политике не участвует, разве что может благословить или помолиться за президента и т.д. Но я уверен, что политика – это наука об управлении государством, и чем больше в политике будет задействовано благочестивых людей, тем чище она будет. Поэтому я считаю, что христиане, которые чувствуют призвание, должны идти в политику. Второй момент – церковь должна быть мерилом морали и христианских ценностей. Она не может призывать голосовать за того или иного политика, но может сделать анализ программы партии или кандидата и дать людям право выбора в таком ракурсе. Если мы говорим о реформации, об изменении общества в целом, то здесь я бы не стал ограничиваться исключительно участием христиан в политике, потому что существует огромное количество профессий, где присутствие христиан также необходимо. Это и юриспруденция, и медицина, и журналистика – все сферы, которые определяют духовно-нравственный климат в стране.
На чем базируется ваше понимание, что церковь или христиане должны идти в политику? Это сравнительно недавняя доктрина в христианском мире?
Это давно забытое старое. Мы видим, что реформация Лютера была сделана на том, что он принёс и привил христианские ценности немецкому герцогству – людям, которые высоко стояли в обществе и в политике. Реформация Кальвина была завязана также на государственном уровне. Это не была реформация низов, это была реформация общества на всех уровнях в целом. Когда Католическая церковь устанавливала прогрессивное христианство, она тоже задействовала все сферы власти. Сама история учит нас, что весь народ пронизывают те ценности, которые исповедует власть. Мы позволили советской власти прийти, и 70 лет мы получали такие ценности. В Ветхом завете часто говорится, что пришёл царь Богобоязненный, и вся страна стала поклоняться Богу, потом пришёл царь нечестивый, и эта же страна стала поклоняться идолам. Итак, мы видим, что настроение властей очень влияет на простых граждан. Ключевой момент христианства произошёл через императора Константина, который уверовал, и оно распространилось по Римской империи. Когда воины приходили к Иоанну Крестителю, тот их не призвал бросать государственную службу, но он им рассказал о моральных ценностях, которые они должны нести на своей службе. Воины остались воинами, но стали благочестивыми.
Как это должно осуществляться?
Это не должно осуществляться церковью, это должно осуществляться индивидуумами, носителями христианской идеологии, носителями Божьих ценностей. Есть методы строения и управления государством, которые не являются христианскими или нехристианскими. Можно резать ножом колбасу, а можно убить человека. Нож не является при этом ни плохим, ни хорошим. Наши христиане, действительно, настолько слабы и не подготовлены, что не они оказывают влияние на политиков, а на них оказывается влияние. Мы видим из истории примеры органа иезуитов в католичестве, которые очень долго учились. Эти люди могли ждать 20-30 лет удобной возможности, чтобы благовествовать человеку и донести ему Евангелие на ключевом уровне. И их ничего не могло сломать. Вопрос исключительно в подготовке или в посвящении, которого, действительно, у современных христиан не хватает.
Что Вы считаете своим главным достижением в жизни?
Самое главное достижение, которое я считаю содействием Божьей воли, это то, что Господу удалось достучаться до меня, а мне удалось услышать Его голос, узнать призвание своей жизни, утвердиться в Нём. Я увидел необходимость этого и принял решение идти по этому пути. Это самое главное достижение – то, что я не стал двигаться в направлении, в котором мне хотелось бы по плоти. Всё остальное – InVictory, наша медиа-группа и разные СМИ – это всё лишь следствие этого решения.
Вы можете сказать, что мир становится чище, благодаря работе вашей команды?
Наверное, да. Главная наша заслуга – то, что благодаря нашему ресурсу дети Божьи становятся более осведомлёнными, получают возможность получить много ресурсов, для служения этому миру, нести в него Слово Божье.
Сколько часов вы работаете? Как отдыхаете?
После 7 лет работы над InVictory, мы пришли к выводу, что всё-таки нужно отдыхать, а до этого не отдыхали. Мы приходили на работу в 9 утра, уходили в 11-12 ночи, дом использовался исключительно как ночлег. Хотя иногда спали и в офисе. На сегодняшний день мы работаем с 9:30AM до 7:30 PM. Перерыв максимум 30 минут на еду, но никого это не смущает, потому что для всей команды это – и работа, и хобби, и призвание, но больше, наверное, призвание. Это то, что интересно, что живое, что развивает и зажигает в глазах здоровый азарт. В команде у нас 20 человек. Из них в головном офисе находятся 5 человек – это руководящий состав. Остальные работают из других городов, поэтому у нас мобильный офис, и мы можем свободно перемещаться по миру.
Через Вас ежедневно проходят тонны информации. Что способно в Вас вызвать истинный интерес, удивление, восторг?
После тяжёлой работы с гигабайтами информации, атрофируются практически все чувства, и уже не способны ничего вызвать, даже улыбку, или какую-то эмоцию, плохую или хорошую. Добрая половина той информации, которая приходит к нам, не публикуется, потому что просто не подходит. Что способно вызвать восторг – это фактическая духовность, когда это стало полезным, что-то произошло в обществе, и христиане повлияли на это. И второе, что радует – это интеллектуальное развитие христиан, когда мы видим, что христиане умно рассуждают, начинают вникать в историю, в теологию, журналистику.
К какой церкви Вы себя причисляете?
Мы являемся прихожанами церкви Рика Ренера в Киеве. Мы стараемся не отражать наши конфессиональные взгляды на работе всего InVictory, потому что это межконфессиональный проект. Поэтому мы открыты абсолютно ко всем конфессиям. Даже головной офис устроен так, что каждый сотрудник ходит в свою церковь. В офисе у нас возникают иногда разногласия во взглядах, в теологиях, и это хорошо. Потому что мы учимся быть терпимыми. Мы учимся понимать, что, несмотря на наши различия, мы всё равно служим одному делу.
Расскажите о своей семье. Вы с Натальей деловые люди, а кто занимаете домом?
Семья на сегодняшний день состоит из 3-х человек: мы с супругой Натальей и наш сын Даниил. Мы с женой начинали служение вместе. Она не является моим помощником в расхожем понимании этого слова, она мой партнёр, вице-президент медиа-группы. Поэтому я не могу сказать, что я главный, а она помогает. Мы постоянно помогаем друг другу развиваться. Если мы партнёры, то должны вносить одинаковый вклад в Божье дело. Поэтому и у неё, и у меня по 2 высших образования. Первое – в компьютерных технологиях. Мое второе высшее – мировая экономика, у неё – практическая психология. Также мы получили теологическое образование. Этот комплекс знаний позволяет нам очень эффективно работать. Помимо InVictory мы с ней проводим много семейных курсов, семинаров. Домом занимаемся оба. У нас нет понимания, что жена – это усложнённая биологическая посудомоечная машина, или кухонный комбайн. Может приготовить как она, так и я. Посуду мою, как правило, я. Я не скажу, что моя модель семьи – это правильно. Коль у нас так получилось, что мы равноценно занимаемся служением, я не считаю справедливым, что на ней должна быть дополнительная нагрузка. Дома делим нагрузку поровну. С рождением ребёнка внеслись некоторые коррективы. Теперь она меньше работает в самом офисе, больше работает дома.