Сергей Козадаев профессионально занимается раскруткой сайтов, SEO, копирайтингом. Сегодня в Интернете эти профессии – одни из самых востребованных. Но если большинство людей знают, кто такой журналист, то о профессии копирайтера зачастую слышат впервые.
А кто это – копирайтер? И в чем разница между журналистами и копирайтерами? Вроде одним делом занимаются – тексты пишут. Да, но делают это по-разному. Секреты «профессиональной кухни» раскрыл в нашей беседе Сергей Козадаев.
– Сергей, как начинался Ваш путь в журналистике и копирайтинге?
– Вообще все начиналось с оптимизации, продвижения и раскрутки сайтов. Мы столкнулись с проблемой отсутствия качественного контента в русскоязычном Интернет. Это и подтолкнуло нас на создание собственных проектов, предоставляющих качественные текстовые услуги. Хотя по образованию и призванию я технарь, а по роду деятельности seo специалист. Контент – это важная составляющая не только в раскрутке по низкочастотным запросам, но и в количестве продаж и общей посещаемости ресурса. Каким бы хорошим не был товар, если он не имеет качественного описания, его купят не так много людей, как хотелось бы. Ведь Интернет тем и отличается, что товар нельзя пощупать, поэтому текст – важнейшая составляющая грамотного маркетинга. Основное направление моей деятельности в копирайтинге – это смысловая и рекламная составляющая текстов. Для проверки текстов на грамотность и правила языка есть другие редакторы. Так что нет ничего страшного в том, что я технарь. Это лишь помогает правильно анализировать тексты на логическое и смысловое содержание.
– Журналист и копирайтер – в чем разница между ними?
– Не каждый копирайтер может быть настоящем журналистом, и наоборот, не каждый журналист – копирайтером. В моем понятии копирайтер – это человек, умеющий писать емкие и информативные тексты для сайтов, придумывать слоганы и названия. А журналист, прежде всего, должен обладать способностью к написанию аналитических статей, новостей, авторских расследований и пр. Хороший копирайтер должен объединять в себе все вышеперечисленные качества. Безусловно, человеку с образованием (или призванием от природы) журналиста значительно легче стать профессиональным копирайтером. Для этого достаточно понять особенности и отличительные черты web текстов. Главное преимущество хорошего журналиста – грамотность, которая не всегда присуща начинающим копирайтерам.
– Ваш совет начинающим журналистам?
– Частая проблема начинающих журналистов – непонимание основ и принципов работы Интернет, оптимизации и продвижения сайтов. Да, они умеют грамотно писать тексты. Но у web текстов есть свои особенности. И это нужно учитывать. Это совершенно не сложно и кто-то перестраивается сразу, кто-то со временем. Как правило, с хорошими журналистам у нас редко возникают вопросы по качеству работы. Повторюсь, если Вы действительно хороший журналист, то встать на стезю копирайтера Вам не должно составить больших трудностей. Минус журналистов – это работы с малыми текстами (рекламные объявления, названия, слоганы и пр.). Хотя по идее одна из основных способностей, которая должна присутствовать у журналиста – способность придумывать броские названия. Тем не менее, у некоторых с этим проблема.
– А начинающим копирайтерам?
– Главное – научитесь правильно и быстро искать нужные источники. Это очень важно. Научившись этому, Вы значительно облегчите свой труд. Не помешает знание английского языка. Многое придет с опытом. И конечно, необходимо регулярно совершенствовать свое мастерство. Учиться, учиться и еще раз учиться – очень правильные слова. Никогда не останавливайтесь на достигнутом.
– Какими качествами, на Ваш взгляд, должен обладать фрилансер?
– Фрилансер должен быть готовым в любой момент начать работу, при этом быть все время на связи. У клиентов часто сроки бывают – завтра. Поэтому главное качества – это ответственность, исполнительность, жесткое соблюдение сроков и конечно профессионализм. Ну и Вы должны любить свою работу.
– Сегодня все чаще работодатели требуют показывать свои работы. Насколько важно портфолио для журналиста? И каким оно должно быть – идеальное портфолио журналиста?
– Поскольку мы много работаем именно с начинающими копирайтерами и журналистами, для нас портфолио по большому счету не имеет значение. Если у человека оно отсутствует, то это не снижает его шансы на сотрудничество с нами. В процессе работы быстро становится понятно, подходит нам этот человек или нет, и насколько высок уровень его профессионализма. К тем, у кого есть, что показать, просьба одна – не присылайте рассказы, написанные для друзей о счастливой жизни своей собаки J или тайной жизни Гитлера, которая Вам приснилась во сне. Шлите только качественные тексты, написанные желательно для коммерческих целей. Больше всего интересуют рекламные тексты, тексты которые могут продавать. Не забывайте – мы работаем в Интернет, одна из основных задач которого – продавать.
Спасибо за Ваши ответы.
Беседовал Sersh, автор проекта Kadrof.ru – портал о фрилансе и телеработе