Если вы планируете документальную фотографию:

·     Прогнозируйте. Ход многих событий можно предсказать. Часто заранее известно, кто будет участником события, где это будет происходить и когда. Исходя из этого, всегда можно попытаться спрогнозировать, что и кто может быть в кадре, и каково будет основное действие. Планируйте иллюстрации так же, как вы планировали бы материал: ориентируйте фотографа на главное и обдумывайте вместе с ним необходимые детали. (Например, если вы собираетесь писать о детском празднике, то в кадре должны быть, во-первых, дети, во-вторых, наверное, их родители, а никак ни местные начальники, которые этот праздник будут открывать. Или, если в материале речь пойдет об учительнице, которая вечерами работает в стриптиз-шоу, то, видимо, интересно будет получить снимок и с шоу, и с урока, который эта учительница ведет.) На этом этапе фотожурналист, репортер и редактор должны работать вместе, наподобие того, как работают репортер и оператор на телевидении: визуальный ряд должен дополнять, конкретизировать и/или интерпретировать текст, работать на задачу, единую для всего информационного пакета.

NB Здесь и далее, когда мы говорим о планировании документальных снимков, следует заметить, что оно возможно только до определенной степени и не должно доходить до абсурда. Разумеется, фотографу, равно как и репортеру, необходима свобода действовать и принимать конкретные решения сообразно обстоятельствам.

·     Советуйтесь с дизайнером. Каковы желательные пропорции фотографии? Будет ли она горизонтальной или вертикальной? Будет ли необходимость в крупном портретном снимке или потребуется общий план? Есть ли пожелания по поводу технических характеристик фотографии (контрастность, источники освещения, зернистость, цветность, и т. п.)? Сколько снимков какого рода может потребоваться? Дизайнер видит полосу в целом и часто способен сказать заранее, что примерно ему нужно. Совместное предварительное обсуждение поможет дизайнеру построить более совершенный информационный пакет, а фотографу более рационально распределить свои усилия.

NB Если вы планиурете один снимок, это не значит что фотограф должен снять и представить одну фотографию. В любом случае должно быть достаточное количество иллюстраций из которых можно выбрать наиболее удачную.

Если подготовка документальной фотографии невозможна или нецелесообразна

 

Можно ли сделать документальный снимок – первое о чем нужно думать информационной газете. Однако есть случаи, когда разумнее планировать иные виды иллюстрации (инфографику, постановочное фото, манипулированную фотографию и коллаж, рисунок):

·     Заранее известно, что по разным причинам фотограф не будет иметь достаточного доступа к событию, или слишком велик риск, что снимок не удастся.

·     Предметом публикации является абстрактная проблема.

·     Предметом публикации является отношение к событию или проблеме.

·     Если вы готовите информационное интервью, и главную ценность несет на себе информация, а не то, что она предоставлена определенным человеком.

·     Если планируется материал к пресс-конференции.

NB В последних двух случаях очень важно понять, что мы иллюстрируем. Если мы иллюстрируем материал, в котором Иван Иванович Сидоров рассказывает, почему в этом году в городе будут проблемы с капустой, то предметом публикации является дефицит капусты, а не сам Иван Иваныч. Следовательно и на главной иллюстрации должен быть не Иван Иванович, а нечто касающееся собственно проблемы. То же касается и пресс-конференций. Если основной интерес пресс-конференции – рассказ о проблемах или просто сообщение информации, то иллюстрировать нужно именно это, а не помещать одинаковые и скучные фотографии руководителей, заседающих в президиуме. В любом случае, предмет публикации не должен расходиться с предметом иллюстрации.

 

Возможности иллюстрирования различных материалов (расположены в порядке приоритетности)

  • Если предметом публикации является событие
    1. Первое о чем нужно думать – документальное фото
    2. Инфографика, восстанавливающая картину события (схемы крушения, картины преступления, графики, изображающие внезапное падение котировок, и т.п.).
    3. Фото участников событий.
    4. Графическая иллюсторация, которая может дать хотя бы эмоциональную интерпретацию происходящим событиям, ответить на вопрос “а что это значит для меня как жителя этого города?”
  • Если предметом публикации является конкретная проблема
    1. Если есть возможность запечатлеть конкретные последствия проблемы, то нужно делать документальное фото. При этом помните, что в кадре, по возможности, должны быть люди. Ибо последствия проблемы – это последствия для людей.
    2. Постановочное фото, коллаж или рисунок, эмоционально интерпретирующий материал.
    3. Инфографика (графики, таблицы, схемы, карты)
  • Если предметом публикации является абстрактная проблема (“вечная тема”)
    1. Постановочное фото, коллаж, рисунок
    2. Инфографика (статистическая информация, представленная в графическом виде)
  • Если предметом публикации является отношение к событию или проблеме (комментарии, мнения)
    1. Постановочное фото, коллаж, рисунок
    2. Фото автора мнения
  • Если предметом публикации является личность героя
    1. Фото героя
    2. Постановочное фото, коллаж, рисунок
  • Если предметом публикации является отдельный факт
    1. Инфографика (схемы, карты, графики, и т.п.)
    2. Постановочная фотография, коллаж, рисунок.

Если вы решили готовить постановочное фото, коллаж или рисунок, перед тем как приступать к поиску идеи нужно ответить на следующие вопросы:

·     Каково наше послание читателю? Что это значит для читателя (в одном предлложении)? Что мы ему хотим сообщить, сказать?

·     Какая мысль (ощущение) должно возникнуть у читателя?

·     Уместна ли ирония?

·     Какой категории читателей касается проблема непосредственно? Кто должен быть на иллюстрации?

Когда идея созрела:

·     Есть ли возможность сделать постановочное фото? Что для этого реально потребуется?

·     Если необходимо коллажирование, то какие элементы нужны? Кто их будет выполнять, как и к какому сроку?

·     Реально ли воплотить идею имеющимися силами и на имеющейся технике?

·     Сделайте набросок.

Кто должен быть на иллюстрациях?

·     Не увлекайтесь фотографиями начальников и звезд. Целевая аудитория должна видеть в газете себя и читать о себе, поэтому иллюстрации (не только фотографии, но и рисунки) должны изображать прежде всего ваших читателей.

·     По возможности, в кадре всегда должны быть люди.

·     Проанализируйте иллюстрации, которые появляются в вашей газете. Кто является их героями? Почти наверняка это мужчины среднего возраста. Следите за тем , чтобы в иллюстрациях были представлены все категории населения более или менее пропорционально тому, какое место они занимают в вашей целевой аудитории: женщины, старики, подростки, национальные меньшинства, и т.п.

«Центр экстремальной журналистики».