В конце 2003 года пятидесятники России отметили 90-летие со времени появления пятидесятнических церквей в стране. Отдельные группы евангельских верующих, которые начали переживать крещение в Духе Святом и говорить на иных языках, появились еще в Финляндии (тогда часть Российской империи) в 1907 году. Однако только в 1913 году первая церковь пятидесятников была создана в Петербурге.

Сталинские гонения прервали естественное развитие пятидесятничества и заставили верующих уйти в подполье. Однако ни попытки властей уничтожить пятидесятничество, ни стремление растворить пятидесятников в других общинах не привели их к отказу от своего мировоззрения. Энергичное миссионерство и социальная активность остались основными целями лидеров пятидесятничества также и в тяжелый советский период.

Вплоть до 1920-х годов пятидесятничество было представлено одним направлением — единственники (унитарии). Как и все пятидесятники, сторонники единственников считали дар говорения на иных языках (глоссолалию) знамением истинного крещения верующего в Духе Святом. В отличие от других групп пятидесятников унитарии по-своему трактовали общепротестантское учение о Святой Троице. Они провозглашали крещение только во имя Иисуса Христа, признавая лишь Его единым Богом.

 

Первая группа евангельских христиан, которые признали такую доктрину, возникла в 1911 году в Хельсинки. Основателем этой церкви стал пятидесятник Андрей Уршин. Как считают руководители современных единственников, в том же 1911 году (а не в 1913 году, как полагают представители других направлений пятидесятничества) была образована община евангельских христиан в Духе Апостолов (ЕХДА) в Петербурге. Возглавили ее бывшие члены церкви евангельских христиан-баптистов Александр Иванов и Николай Смородин. К началу 20-х годов в России было около 80 общин единственников. Еще до революции 1917 года фактически оформился Союз ЕХДА, а уже в 1934 году он был подвергнут жесточайшим репрессиям.

 

Тем не менее, бурное распространение пятидесятнических общин сначала в Украине, а потом и в России, было связано не с проповедью пионеров пятидесятничества — унитариев, а с двумя другими течениями — воронаевским и шмидтовским. Они придерживались классического пятидесятнического богословия о дарах Святого Духа. Во многих других вопросах их доктрина совпадала с евангельским вероучением баптистов.

Воронаевское течение возникло в 1921 году, когда его глава Иван Воронаев создал первую церковь в Одессе. Будучи баптистом, Воронаев обратился в пятидесятничество в США, откуда в качестве эмиссара Ассамблеи Бога приехал в Украину, где развернул активную миссионерскую деятельность. Воронаевцы называли себя христианами евангельской веры (ХЕВ) или “омывающими”, так как считали, что омывать ноги необходимо во время каждого хлебопреломления. Параллельно с воронаевцами в 20-е годы в Украине начали проповедовать шмидтовцы, которые называли себя “христианами веры евангельской” (ХВЕ). В результате их работы в 1924 году в г. Кременце (Тернопольская область) был учрежден Союз пятидесятников, который с 1927 года возглавил лидер этого течения Георгий Шмидт.

 

Миссионеры шмидтовского союза действовали так же, как и воронаевцы — при поддержке Ассамблеи Бога. Однако у последователей Шмидта была своя традиция — они омывали ноги только в Великий Четверг на Страстной неделе. Со временем шмидтовская тенденция стала преобладающей, и к концу ХХ века практически все пятидесятники стали называть себя христианами веры евангельской (ХВЕ) и омывать ноги один раз в год.

К концу 20-х годов за десять лет экономической и религиозной свободы НЭПа у воронаевцев появилось свыше 350 общин и 17 тысяч верующих, а у шмидтовцев около 500 общин и 18 тысяч прихожан. Пятидесятники называли себя “веселыми” или “горячими” баптистами, они привлекали своей социально ориентированной проповедью и практикой использования даров Святого Духа.

 

В 1928 году отношение к пятидесятникам со стороны властей ухудшилось. Воронаев с другими служителями начал проповедовать учение о крещении страданиями. О страданиях и лишениях напоминал верующим официальный орган ХЕВ журнал “Евангелист”, который издавался в Одессе. Воронаев учил о трех видах крещения — о крещении водой, крещении Духом Святым и крещении страданиями за дело Христа. В 1928 году Воронаев, ранее согласившийся официально зарегистрировать свой союз, писал: “Приближается конец мира, не подчиняйтесь власти. Кто вступит в колхоз, тот отдаст душу черту, не идите в колхозы, а, в крайнем случае, организуйте свои коллективы”. Иван Воронаев погиб в 30-х годах в сталинских застенках.

 

В послевоенное время советские чиновники попытались включить пятидесятников в лояльный к властям Всесоюзный совет евангельских христиан-баптистов (ВСЕХБ). В 1945 году между епископами пятидесятнических церквей и лидерами ВСЕХБ было заключено соглашение. По официальным данным, по этому договору к ВСЕХБ присоединилось 25 тысяч пятидесятников, объединенных в более чем 400 общин (“Братский вестник”, № 2, 1946, с. 12). В основном это были церкви Украины, Прибалтики и Беларуси. Большинство же пятидесятников существовало на нелегальном положении.

Но уже в 1948 году начался постепенный отток пятидесятнических групп из Союза баптистов. Из ВСЕХБ также вышло большинство церквей унитариев — ЕХДА, вошедших в Союз в 1944 году. Руководство ВСЕХБ часто механически объединяло баптистов и пятидесятников в одну общину, запрещая христианам веры евангельской нарушать “чинность” богослужения и говорить на иных языках. Пятидесятникам пришлось доказывать, что они являются самостоятельным евангельским течением, а не “искажением” баптизма. Наконец после 1968 года в результате долгой борьбы была разрешена регистрация автономных пятидесятнических общин.

 

Самые бескопромиссные пятидесятники отказывались от любых отношений с атеистической властью. Уже в 1956 году в Украине был создан союз нерегистрированных пятидесятников, которые провозгласили своей целью евангелизацию, запрещенную законодательством. Подпольные общины в России подчинялись Киевскому епископату, так как на российской территории все видные их лидеры сидели в тюрьме. Только в 1971 году первым российским епископом нерегистрированного союза стал Иван Федотов, отсидевший в лагерях за веру в общей сложности 18 лет. Федотов, несмотря ни на что, вел миссионерскую работу, в том числе и среди баптистов, и отлучал пресвитеров, если те регистрировали свои общины.

 

Перестройка и последующее падение Советского Союза стало временем формирования новых течений и союзов в рамках пятидесятничества и вне его. Все это многообразие новых и старых церквей теперь составляет единое движение. Сами верующие ощущают свое единство на основе исповедания евангельской доктрины о крещении в Святом Духе со знамением говорения на иных языках.

 

Некоторые теоретики делят пятидесятников на постсоветском пространстве на три категории: традиционные, умеренные и харизматы. Однако последнее направление необходимо рассматривать как отдельное, самостоятельное течение в христианстве.

 

Влас ГАПОНОВ,

Ассоциация «Новомедиа».