ПРЕЗИДЕНТ АССОЦИАЦИИ ХРИСТИАНСКИХ ЦЕНТРОВ РЕАБИЛИТАЦИИ НИКОЛАЙ СИРОДАН: “ЧЕМ БОЛЬШЕ ЛИДЕРЫ ЦЕРКВЕЙ БУДУТ ОБЩАТЬСЯ С ЛИДЕРАМИ РЕАБЦЕНТРОВ, ТЕМ ЛУЧШЕ БУДЕТ РЕЗУЛЬТАТ”

 

Десять лет назад, в апреле 1994, в Киеве начал работать первый в СНГ христианский центр реабилитации для алкоголиков и наркоманов. Лишь через год подобный христианский реабилитационный центр появился в Петербурге.

 

Киевский центр с самого начала работал в стационарном режиме — 10 мест в арендованном помещении. Сегодня он носит название “Международный благотворительный фонд “Життя”. Инициатором его создания в свое время выступил Союз пятидесятников Норвегии. В 1993 году супружеская пара врачей Александр и Ольга Сологуб поехали в Норвегию для знакомства со спецификой работы. Однако Александр проработал директором киевского центра около месяца, после чего его возглавил Николай Сиродан.

 

“Для нас не очень было понятно, как начинать и что делать. Начиналась работа центра с реабилитации алкоголиков, — рассказывает Николай Сиродан. — Тогда слово “наркоман” вообще всех шокировало. Хотя это служение для меня было не ново. Еще в 1989 году я был в таком центре в Швеции, а в 1992 — в Норвегии. Тогда я думал, мол, что это за служение, причем тут христиане к наркоманам и алкоголикам. Я воспитывался в христианской семье, и у меня было такое понимание, что христиане не причем к грешникам, которые являются отбросами нашего общества. Но Дух Божий трудился в моем сердце заблаговременно”.

 

После того, как в 1985 Бог крестил Николая в Духе Святом, к нему было пророчество. Женщина в пророчестве сказала: “Если ты останешься Мне верным, Я поручу тебе такое служение, о котором не думали ни ты, ни  твои друзья”. “Для меня тогда это пророчество было странным: что это за служение могло быть, о котором мы не слышали, — рассказывает Николай. — Позже, когда уже работал центр, к нам поступил человек, я с ним проводил собеседование, у него были проблемы с алкоголем. Оказалось, что он был сыном той женщины, которая мне пророчествовала”.

 

Вначале курс реабилитации длился полгода. Сейчас программа в центре “Життя” рассчитана на год. Первые полгода — строгий режим. На втором этапе люди имеют возможность выходить в город, даже устраиваться на работу, но продолжают активно участвовать в жизни центра.

 

– Действуют ли уже реабилитационные центры, основанные вашими выпускниками?

 

– В конце 1995 года один из наших выпускников Олег Пинчук начал подобное служение в Боярке (Киевская обл. — Р.К.). В Броварах работает Сергей Довженко и его центр реабилитации. В 1997 году начал работу женский стационарный реабилитационный центр “Надія”. Директор центра — Елена Заякина. От Броваров открылся центр в Житомире. Один из наших выпускников ведет центр в Николаеве при церкви Олега Щербакова. Наши выпускники основали реабцентры в Славянске, Харькове.

 

Есть большой реабилитационный центр в Волынской области в Нововолынске. Там наших выпускников нет. Так вот они купили полностью старый воинский комплекс. Большущая территория, есть и мужской, и женский стационар, подсобное хозяйство, земля. Это, наверное, самый большой реабцентр в Украине. Они могут принять одновременно более ста человек. Но чем больше людей, тем сложнее. Нет такой цели, чтобы просто увеличить количество.

 

– Те реабцентры, которые основаны вашими выпускниками, работают под вашим началом или же они все самостоятельны? Какова организационная структура?

 

– Каждый реабцентр самостоятелен. Мы давали возможность человеку прийти ко Христу и измениться. Потом эти люди были лично призваны Богом. Юридически мы не имеем на них никакого влияния, а духовно — имеем общение и ценим то, что Бог подарил нас друг другу.

 

В 2001 году была зарегистрирована Всеукраинская Ассоциация христианских центров реабилитации. Сейчас я её возглавляю. Ассоциация межконфессиональная, открыта для новых членов, которые хотят иметь духовную и информационную поддержку, участвовать в различных конференциях. В Украине существует уже до ста христианских стационарных и дневных реабилитационных центров.

 

Когда мы начали собираться как Ассоциация, мы начали заявлять о себе перед государством, общественными организациями, социальными службами. Нам легче заниматься профилактикой в школах потому, что мы представляем не просто христианский центр, а общественное объединение. Уже около пятидесяти центров реабилитации являются членами Ассоциации. Мы открыты для новых членов, условия пребывания в Ассоциации очень не сложные.

 

Нам предстоит более активно отстаивать свои интересы перед государственными структурами и различными организациями. В последние два месяца мы начали активную работу с главным наркологом Украины Виевским Анатолием Николаевичем. Мы с ним знакомы еще с 1994 года. Но в этом году мы стали встречаться более эффективно и подняли вопрос о сотрудничестве. Сейчас члены Ассоциации посещают различные учреждения, больницы, центры реабилитации, школы.

 

Конечно, не так все легко. Все христианские центры имеют большие расходы, но почти никакой прибыли. Есть частичная поддержка от церквей. Но в основном все ищут финансирование — ищут спонсоров, начинают сами зарабатывать, где только могут.

 

– Как часто в Ассоциации проходят совместные встречи и конференции?

 

– Раз в год, в основном осенью, мы собираемся на всеукраинскую конференцию. Приглашаем руководителей реабцентров и их помощников, делимся опытом. В этом году в сентябре планируется большая конференция с участием организации “Teen challenge” (“Вызов для подростков” — Р.К.). Всего ожидается 250 делегатов. “Teen challenge” — это организация, которую в свое время организовал Давид Вилкерсон, а сейчас её возглавляет брат Давида.

 

– Как вы можете в целом оценить работу христианских центров реабилитации в Украине? Понимает ли большинство пасторов эту работу?

 

– Некоторые церкви и лидеры очень хорошо относятся к центрам реабилитации. В том же Нововолынске пастор — христианин с детства, довольно прогрессивный. Он понял, что необходим такой реабцентр. Киевская церковь “Живое слово” поддерживает одного нашего сотрудника финансами. Отношение Анатолия Гаврилюка к этому служению очень хорошее. Валерий Решетинский, пастор церкви “Христианская надежда”, который стал одним из инициаторов нашего центра, поддерживает нас. Есть еще многие пасторы, которые содействуют этому служению.

 

Но есть пасторы, которые не весьма понимают эту работу, соответственно и члены церкви не понимают. Но положение сейчас меняется, и церкви больше поворачиваются в сторону служения наркоманам и алкоголикам. Хотя часто случается внутреннее недопонимание между пастором и руководителем реабцентра. Иногда структура реабцентра при небольшой церкви становится достаточно организованной, потому что он работает круглосуточно, набирается достаточное количество людей и появляется конкуренция с самой церковью. Это все хорошо использует диавол, чтобы такие недопонимания служили разрушению.

 

– Вы затронули актуальную проблему — воцерковление реабилитантов. Есть такая проблема, когда прошедшим реабилитацию сложно влиться в нормальную жизнь церкви. Они привыкли жить в определенной атмосфере, от которой не желают отказываться. Разъясняете ли вы реабилитантам, что Бог создал церковь и нужно быть её частью?

 

– Я сам являюсь рукоположенным пастором, служил немало в организации новых церквей. Я понимаю, что церковь является основой, и реабилитанты должны постепенно вливаться в тело Иисуса Христа. Где могу, я это объясняю. И наша задача в стенах центра — подготовить людей, чтобы они вошли в церковь и были активными её членами. Но есть определенная сложность. Например, в центре есть распорядок дня. Образ жизни людей постоянно на виду. Когда они попадают в церковь, видят, что все по-другому. Сам реабилитант прошел курс в течение года, духовно возрос и вдруг встречает лидера  домашней группы, членов церкви, которые духовно слабы и несостоятельны. И этот человек разочаровывается, потому что реабилитанты часто растут быстрее, чем члены церкви. В центре, если реабилитант не хочет читать Библию, его заставят, если не хочет молиться, то пришло время и нужно, не желает работать, но он вынужден, он не хочет каяться, но ему предложат это сделать, потому что все на виду, как в семье.

 

В церкви же много людей, которые живут христианством воскресного дня. Это лицемерие очень ярко заметно для тех, кто прошел стационарный курс реабилитации в христианском центре. Поэтому они или становятся такими, как все, или возмущаются, уходят из церкви, или пытаются стать лидерами.

 

– Так как же все-таки оптимизировать этот процесс воцерковления реабилитанта?

 

– Я думаю, только при согласии и сотрудничестве церкви и реабцентров, чтобы сами реабилитанты видели, что это неотъемлемые части общей семьи. Я призываю пасторов относиться к этому служению, как к служению, которое установил Бог. Тогда будет взаимопонимание, рост церкви. Мне на каждой конференции приходится выслушивать лидеров центров о проблемах взаимоотношений с пасторами. Чем больше общаются лидеры церкви с лидерами реабцентра, тем больше будет благословения и успеха, тем лучше будет результат в освобождении и изменении людей.

 

Хотя не исключены случаи, что лидеры реабцентров недостаточно зрелы, чтобы вести правильные взаимоотношения с церковью. Тут церковь должна заботиться, чтобы достаточно взрастить лидера перед тем, как поручить ему такое служение.

 

– Как к христианским реабилитационным центрам относятся государственные структуры? Остается ли до сих пор какой-то уровень недоверия?

 

– Уровень подозрения еще есть, хотя не такой, как был 5 лет назад. Уровень доверия к нам был бы выше, если бы христианские реабцентры имели больше мудрости. Мы часто любим много рекламировать свои успехи. Наркология — это такая штука, где сами наркологи не спешат делать заключения о своих результатах. Для этого нужно время. Громкие заявления руководителей христианских центров вызывают недовольство и даже агрессию некоторых наркологов. Так что за всех освобожденных и измененных слава Богу. Для нас не должно быть главной целью трубить перед собой. Потому что бывают очень громкие падения. Нужно чувствовать меру и иметь мудрость.

 

Руслан Кухарчук.

Ассоциация «Новомедиа».