С момента, когда у христианских СМИ во многих странах бывшего СССР появилась возможность работать по новому, когда уже не было того контроля со стороны государства прошло уже почти два десятка лет. Многое сделано в этой сфере, многое делается и многое предстоит сделать. Но, говоря откровенно, упущено ещё больше и не смотря на огромное количество различных СМИ, переход количества в качество явно затягивается.

Я не вполне уверен, что слово «кризис» вполне подходит для определения состояния сегодняшних христианских СМИ на пространстве бывшего СССР, так как их история не так уж велика, чтобы говорить о периодах подъёма и спада.  Но то, что ожидания, которые возлагались на них, во многом не оправдались – несомненно. К сожалению, приходится констатировать, что потенциал СМИ мало реализован. В чём же причины этого и какие основные ошибки были допущены за это время? Постараюсь остановиться на наиболее значимых на мой взгляд.

   1. Неопределённость с адресной аудиторией.

До сих пор при общении с руководителями многих христианских СМИ часто приходится слышать фразу: «Мы хотим делать нашу газету (радиопрограмму, сайт и т.д.), чтобы она была интересна всем». Что ж, возможно, стремится к какому-то теоретическому идеалу и неплохо, но практически это дорога в никуда.

Определение целевой аудитории, выяснение её запросов является одним из самых важных факторов, от которого зависит востребованность СМИ. Редакция должна, прежде всего, определить своего читателя и ориентироваться в первую очередь на него при выборе тем и форм подачи материала. Хотя, конечно, при этом не следует забывать и о том, чтобы по возможности привлекать и иных читателей. В журналистике это обычно называется «реальной» и «потенциальной» аудиторией.

Наивные представления о том, что продукт может быть интересен одновременно всем вне зависимости от возраста, интересов, уровня образования и т.д. приводит к попытке объять необъятное. Игнорирование законов развития и существования медиа не означают, что они перестают действовать, а означает, что делается вид, что в сфере христианских СМИ никакие законы уже не работают.

Другая сторона проблемы, связанной с изучением аудитории, состоит в том, что декларируемая и реальная аудитория существенно различаются. При этом никакие опросы не проводятся часто не только из-за недостатка средств на это, а и из-за потенциального страха обнаружить, что реальная картина абсолютно не соответствует декларируемой. Это касается христианских СМИ вне зависимости от типа. Например, руководство радиостанции может много говорить о том, что их основная задача – обращение к людям неверующим, далёким от церкви, чтобы показать им реальное и живое христианство. В то же время, очевидно, что 99 процентов слушателей этой станции (это заметно в том числе и по звонкам в прямой эфир) – члены различных евангельских церквей.

Безусловно, должны быть христианские СМИ, рассчитанные на разные категории читателей. Так должны быть и СМИ, адресованные, прежде всего, к верующим. Речь не об этом. Проблема в том, что часто газета, радиопередача, интернет-сайт имеют аудиторию, состоящую исключительно из людей верующих и, как правило, воцерковлённых, а при этом одновременно декларируется, что редакция обращаемся к тем, кто не является христианином.

К этой ситуации приводят 2 причины. Во-первых, к сожалению, христианские СМИ в большинстве так и не научились общаться с людьми, находящимися вне своей субкультуры. Во-вторых, это связано с тем, что те, кто финансово поддерживает какое-либо издание, радио или телеканал, как правило, хотят видеть, что люди узнают о Боге посредством данного СМИ. В итоге часто, выдавая желаемое за действительное, редакция обманывает и жертвователей, и самих себя.

   2. Финансирование.

Надо признать, что надежды на финансирование за счёт внутренних ресурсов не оправдались. Причём эта проблема многогранная. Церкви не хотят поддерживать СМИ, так как не видят прямой связи между их развитием и ростом числа прихожан конкретной общины. Читатели же часто с одной стороны не хотят видеть или слышать рекламу на страницах или в эфире христианских СМИ, считая это почему-то проявлением секуляризма, а с другой – не готовы платить сами. Во многом это связано с тем, что христиане в странах СНГ, как это не прискорбно, так и не привыкли жертвовать. Кроме того, тут сказывается и непрозрачность бюджета издания или радиостанции.

Сколько денег нужно на выпуск? Какой процент бюджета составляют пожертвования из-за границы? Каков механизм принятия решений в данном издании, радиостанции или телеканале? Кто является учредителем, каковы функции Совета (если такой имеется), кто отвечает за редакционную политику и т.д.? Зачастую всё это не понятно читателю, даже если формально на обложке есть выходные данные. Без ясных ответов на эти вопросы рассчитывать на внутреннюю да и на внешнюю поддержку едва ли возможно.

Не добавляет доверие у читателей и тот факт, что многие СМИ (тут я говорю, прежде всего о печатных) не имеют нормального графика выхода и номера появляются, что называется, «по благодати». В год может выйти и 10 номеров журнала, и 6, и 4.

   3. Актуальность и смелость.

Давайте вспомним не такие уж давние времена, а именно – начало шестидесятых. ВСЕХБ переживает сложнейший период своей истории. Верующие обсуждают так называемое Инструктивное письмо, появление Инициативной группы, разделение во многих общинах, которое происходит у них на глазах, разные взгляды на многие вопросы. В то же время, едва ли не единственный протестантский журнал того времени «Братский вестник» пишет о чём угодно, но не об этом – о борьбе за мир во всём мире, о налаживающихся контактах с верующими в других странах и так далее. Понятно, что это легко можно объяснить тем, что тогда это было невозможно. Это действительно так, но вот прошло время, изменилось многое и вокруг евангельских церквей, и внутри их, но открывая многие издания, к сожалению, не очень заметно, что что-то поменялось.

Сегодня (надо признать и не только в христианских СМИ) часто происходит смешивание понятий. Журналистика и PR стали синонимами, хотя это две очень важные и, в то же время, очень разные вещи. Хотя, конечно, это опять-таки не есть проблема исключительно христианских СМИ.

Конечно, не всё так уж плохо, появляются новые и очень удачные проекты. Однако в большинстве случаев происходит так – передачи, рассчитанные на людей невоцерковлённых, обсуждают вопросы, которые их не очень интересуют. Статьи же или передачи, рассчитанные на верующих, также говорят скорее не столько о том, что происходит в действительности, сколько о том, как бы это в идеале должно было быть. Ну, а если и говорится о каких-нибудь сложностях, то они обусловлены исключительно внешними факторами – низким моральным или материальным уровнем в обществе. Причём за то, что уровень такой тоже отвечаем не мы, а кто угодно, хоть какой-нибудь мультипликационный канал, о котором мы готовы говорить много и долго.

   4. Творческие проблемы.

Как уже отмечалось, существует определённая сложность с финансированием евангельских СМИ. С этим не поспоришь. Но иногда кажется, что финансы – едва ли не единственное и уж, по крайней мере, важнейшее препятствие на пути развития протестантских СМИ.

Это не так. Конечно, финансы решают многое, но, как показывает практика, даже при наличии финансовых возможностей, мы не всегда умеем создавать качественный продукт. Есть иллюзия, что самое главное это найти средства на тот или иной проект. В то же время, мы видим и новые журналы, и радиостанции, и даже телеканалы, но качество зачастую оставляет желать лучшего.

Сейчас довольно часто проходят различные мастер-классы и курсы медиаслужения. На них подробно рассказывают о том, как это важно, например, для церкви открыть собственный интернет-сайт или начать выпускать собственную газету. Интересно, что на подобных курсах едва ли не основное внимание отводится чисто техническим вопросам создания сайта. Это, конечно, важно, но всё-таки самое главное (если мы говорим, например, об интернете) – не создание сайта, регистрация домена и программирование, а содержание.

Открыть сайт или начать выпускать газету это не половина дела, и даже не четверть. Это лишь самое начало. И, как правило, очень скоро обнаруживается, что вроде бы и ресурсы появились, и сайт хорошо оформлен или создан хороший макет для газеты, но текстов-то нет. И тогда начинается бесконечное перепечатывание одних и тех же статей. Пролистав подшивки христианских СМИ или побродив по христианским сайтам легко в этом убедиться. Мы увидим одних и тех же авторы, одни и те же статьи, которые перепечатываются многократно из одной газеты в другую. Отчёты и новости пишутся очень шаблонно с обязательным обилием восклицательных знаков чуть ли не после каждого предложения.

Похожие сложности и в радиовещании. В Советский период оно было, пожалуй, единственной возможностью услышать о Христе для многих наших сограждан. Это были хорошие передачи, интересные проповеди. Но время меняется, меняется аудитория, а формат многих радиопередач, к сожалению, как будто остался где-то в шестидесятых годах. Это касается даже некоторых интонаций. Удивительно, но, даже не зная голоса ведущего, включив отрывок передачи, где говорят, например, о природе и по короткому отрывку невозможно определить что это за станция, по каким-то особым неестественно-вкрадчивым интонациям можно догадаться, что, вероятно, это одна из христианских радиостанций. Почему-то считается, что говорить нормальным голосом в эфире «не так духовно». Стиль многих передач напоминает стиль ведения детских программ, где действительно иногда уместно и нарочитое искажение естественных интонаций, и преувеличенная наигранная эмоциональность.

Формат, который был очень хорош даже совсем недавно, скажем лет 15 назад, сегодня уже устарел. Люди, тем более невоцерковлённые, не готовы слушать получасовые лекции или проповеди в эфире. Время стало гораздо более динамичным, поэтому, как мне кажется, если мы говорим о радиослужении, то акцент должен быть сделан на информативность, оперативность и, конечно, на прямой эфир и интерактивность. Такой формат никогда не устареет.

Появляются новые христианские журналисты, новые евангельские радиопрограммы, новые издания. Слава Богу, что в последнее есть и много интересного в эфой сфере. Однако мне кажется, что наступает время, когда пора уже смещать акцент. Христианская журналистика и христианские СМИ – это, конечно, замечательно, но, возможно, уже стоит задуматься не столько о подготовке «христианских журналистов», сколько о появлении «журналистов-христиан». То есть верующих, которые были бы журналистами вполне могли бы работать в светских СМИ. Конечно, должны быть и христианские медиаресурсы, но для того, чтобы выразить свою позицию вовсе не обязательно писать статьи в стиле проповеди, где в каждом пятом предложении непременно стоит ссылка на Священное Писание.

Пора учиться говорить не языком синодального перевода, а своими словами представлять свою позицию по самому широкому спектру вопросов. Ссылки на то, что евангельских верующих не пускают в светские СМИ, как мне кажется, несостоятельны. Любые СМИ нуждаются в качественном продукте. Пока, к сожалению, мало что можно предложить. Но я уверен, что, например, качественный ТВ фильм о реформации в Европе, интересная статья о социальных проблемах общества и т.д. очень даже востребованы, если они сделаны качественно, а не в форме пропаганды собственной деноминации.

Михаил Неволин

Доклад на конференции «МИССИЯ СЕГОДНЯ: история, аналитика, новые подходы. Перспективы международного партнерства в странах СНГ» Baznica.info