Сон разума – порождает чудовищ.
Ф. Гойя.
Они уверены, потому что уверены, и их убеждение верно, потому что оно твердо.
Г.В. Лейбниц.
Иногда приходится слышать как кто-то кого-то в личной беседе или средствах массовой информации обвиняет в сектантстве, хотя с таким же успехом самому обвинителю можно инкриминировать тоже самое «преступление». Люди напуганы самим этим словом, знают что секта – это то ужасное, от чего надо держаться подальше и стоит сказать: «это сектанты» как все панически разбегутся, хотя сами до конца не понимают значения этого слова и, самое главное, применимо ли это понятие в данном случае к этим непосредственным людям. Чтобы составить свое мнение нужно, во-первых, знать признаки сектантства, а во-вторых, изучить теорию и практику конкретного объединения людей, из чего станет видно, проходят ли они в разряде секты или нет. А чтобы проделать всю эту работу, надо просто не лениться («Лень – начало всякого счастья и конец всякой философии» Э. М. Ремарк) и иногда сомневаться в человеческих авторитетах (имею в виду – не принимать бездумно все, что они говорят, ведь могут ошибиться, хотя бы несознательно). Конечно, проще обвинить с чужих слов, не напрягая мозговые извилины, но если человек привык поступать именно так, то пусть знает, что именно в нем живет нечто сектантское. Но не у всех есть желание анализировать что-то, время, условия, информация для этого – тогда просто не беритесь судить о том, чего не знаете, и обвинять других людей.
Так что такое секта? В словаре иностранных слов читаем следующее:
«секта (от латинского secta – учение, направление, школа).
1. Религиозная группа, община, отколовшаяся от господствующей церкви.
2. Группа лиц, замкнувшихся в своих мелких, узких интересах».
Как видите, первое значение не применимо по отношению к сегодняшнему религиозному положению в Украине, где перед лицом закона (и совести) ВСЕ вероисповедания и конфессии равны. Значит, нет господствующей религии, а раз ее нет, то нет и групп, отколовшихся от нее, соответственно нет и сект (в первом значении этого слова).
Если же говорить о сектах как группах обособленных людей (второе значение), то такое явление имеет место. Но, здесь нужна конкретизация и дополнительная информация, иначе, дойдя до абсурда, можно любую группу лиц назвать сектой, будь-то футбольный клуб или общество любителей кошек. Исследуя деятельность некоторых известных сект, мы можем вывести общие для них всех критерии.
Первое, что в равной степени присуще для всех религиозных объединений закрытого типа, – это авторитарное правление, когда во главе стоит один или несколько ярко выраженных лидеров, в руках которых сосредоточена вся власть, в то время как рядовые члены полностью бесправны. Обыкновенный член подобной организации проходит все этапы психологической обработки, в результате которой его воля, разум и свобода оказываются в рабстве. Подавляется его личность, он растворяется в остальной массе подобных себе. Постепенно его зомбируют, и после всего такой обезличенный, безвольный человек бывает готов на все, что бы ему не сказали (в США после внушения лидеры секты «Открытое небо» одновременно 39 человек наложили на себя руки).
Чем удается сектантам удерживать человека? С первых минут попадания новичка ему внушают мысль об исключительности данной группы людей, и это является вторым признаком сектантства. Прямо или косвенно, непосредственно или опосредственно, действуя на сознание или подсознание, но мысль о единственных носителях истины постоянно культивируется в сектантской среде. Чтобы он в этом не разуверился, адепта стараются оградить от остальных вер или деноминаций внутри одной религии (например христианской). При этом он должен черпать сведения только внутри, и не получать их из других источников, поэтому в сектах существует запрет (третий признак) на чтение книг, просмотр видео, а также прослушивание аудиоматериалов чуждого для секты характера, тем более направленного конкретно против них. А также вето (запрет) на посещение других конфессий или церквей. Когда человек пребывает в таком положении, со временем он неизбежно превращается в фанатика (четвертый признак).
«Фанатик – человек отличающийся исступленной религиозностью, крайней нетерпимостью к другим воззрениям и верованиям» (Словарь иностранных слов).
Настоящий христианин, если уже говорить о христианстве, – это человек, который по настоящему любит. А любовь и фанатизм (нетерпимость) – это понятия несовместимые. Поэтому вы – или христианин, или фанатик (соответственно – сектант), как бы вы ни назывались: православный, пятидесятник, баптист, адвентист и так далее. На запретах читать, смотреть, узнавать и, не дай Бог, думать и держится сектантство.
Пятым итоговым признаком можно поставить невежество, отсутствие знаний. Знаний о других конфессиях и религиях, об истории своего объединения (объективной, а не той которой кормят внутри). Невозможность критически исследовать вероучение, когда всякие сомнения не проверяются, а гонятся в момент возникновения как греховные, поэтому сектанту нереально ответить на каверзные вопросы; единственное, на что он способен – это выложить ряд заученных наизусть постулатов.
Итак, пять признаков. К одной группе подойдет один, к другим применимы все признаки, и очень трудно избежать их всех. Сектантство по большому счету – это дух, который может быть в отдельных людях, даже в нормальных открытых церквах. Сектантство – это подмена главного на второстепенное. Когда на место любви становиться осуждение, вместо принятия – неприязнь, вместо сотрудничества – вражда, а все потому, что кто-то «не так» поклоняется Богу (что важнее: способ поклонения или объект поклонения?), не так понимает второстепенные моменты, но для фанатика именно это главное, поэтому он и не может вместить всех, отличающихся от него. И для некоторых кровь Иисуса Христа и Он Сам уравниваются с одеждой, пищей, музыкой или чем то другим, и это является поводом закрыть от брата свое сердце.
Кто предупрежден – тот вооружен! Держитесь Истины, держитесь Истинного Бога – Отца, Сына Иисуса Христа и Духа Святого, любите истинных Его детей, которые по любви и узнаются, и вы не попадете в сети дьявольские, но будете свободны от греха и фанатизма, потому что: «Если Сын освободит, то истинно свободны будете» (Иоан. 8:36).
Виктор МАНЖУЛ.
Асоциация “Новомедиа”.