Добраться до Старого города внутри Иерусалима 11 апреля, на Пасху было нелегко. Непроницаемый заслон полицейских перекрыл все подступы к Старому городу, не впуская в него ни один автомобиль. Покружив по центру Иерусалима, мы припарковались на небольшой площадке неподалеку от Яффских ворот и двинулись к цели пешком.
Рядом с Яффскими воротами нас уже ожидал улыбчивый араб, который предлагал израильтянам и гостям страны прокатиться на верблюде. Двугорбое животное смиренно лежало на отполированных камнях, будто дожидаясь, когда же на него взгромоздится очередной искатель острых ощущений.
– А сфотографироваться на фоне верблюда можно? — поинтересовался один из моих спутников.
– Пожалуйста! — произнес укротитель. — Давай десять шекелей!
– За что платим?! — удивилась я.
– Экзотика, мадам! Старый город… Здесь даже воздух особый!
В этом хозяин верблюда был прав: атмосфера Старого города настолько чиста и прозрачна, что, оказавшись в его стенах, испытываешь ни с чем не сравнимые ощущения. Кажется, что за спиной выросли крылья и вот-вот воспаришь в бездонное синее небо!
– Проводить вас до Храма Гроба Господня? — предлагает по-английски рослый араб-христианин. — Через полчаса начнется богослужение.
– Спасибо, вы очень любезны, но дорогу к храму мы найдем самостоятельно…
– Сюда! — командует муж моей подруги, добровольно взявший на себя обязанности гида.
В мгновение ока мы оказываемся на арабском рынке. Узкая, вымощенная скользкими камнями улочка спускается вниз.
– Are you from Germany? (Вы приехали из Германии? — ред.) — бросается ко мне владелец сувенирной лавки. — Глядите, серебряные украшения ручной работы. Недорого, всего десять долларов за серьги.
– В другой раз, спасибо!
Только сейчас я поняла, что сегодня большинство гостей Старого города — иностранцы, прибывшие в Израиль с одной единственной целью — помолиться в самом священном для многих христиан месте.
И действительно, пробиться в Храм Гроба Господня оказалось делом непростым, все подходы к этому величественному сооружению плотно забиты людьми. Повсюду звучит русская речь. Молодые священнослужители в черных рясах, монахини с прекрасными лицами — одухотворенными, отрешенными. Вот группа верующих гречанок, головы покрыты косынками, на глазах — слезы радости и умиления.
Храм Гроба Господня носит еще и другое название — Храм Воскресения Христова. Именно здесь находятся символ горы Голгофы, где был распят Иисус Христос, а также символ Гроба Господня, где Его Тело пробыло три дня. Начало строительства храма относится к 326 году, ко времени посещения Иерусалима императрицей Еленой. Постройка была завершена в 335 году. 13 сентября 614 года в период нашествия персов храм подвергся разрушениям. В 629 году игумен Модест заново воздвиг Храм Воскресения Христова, однако с 636 года Иерусалимом и храмом овладели арабы-мусульмане.
Строительные и реконструкционные работы в храме проводились вплоть до XIX века, что и определило его своеобразный облик. Как выразился один экскурсовод, этот храм как машина времени. Он строился в разные времена, различными народами, здесь можно пройти по эпохам и тысячелетиям в буквальном смысле слова. И так, за одну минуту можно одолеть целое тысячелетие!
За главным входом сворачиваем направо и поднимаемся по крутой каменной лестнице, ведущей на вершину горы Голгофы. И вот мы наверху. Все здесь сияет золотым убранством — лампады, росписи, мозаика.
– Роберт, сделай, пожалуйста, снимок на память! — шепчет своему мужу по-английски дородная дама.
– А это дозволено?
– Все вокруг только и делают, что фотографируют!
Вот серебряный диск, указующий на место, куда был водружен крест на скале. Теперь перед нами шагах в двадцати символический Камень помазания, куда положили тело Иисуса после снятия с креста. По преданию, здесь Иосиф Аримафейский умастил Иисуса и напитал благовониями плащаницу.
Наконец мы вошли под гигантский купол храма, окруженный колоннадами, нишами, балконными переходами. Приближаемся к символическому месту гроба Господня. Над ним, в центре Храма, возвышается каменная ротонда, по-гречески — кувуклия, а по-русски — часовня. Сегодня к ней выстроилась длиннющая очередь. Каждый паломник терпеливо дожидается возможности войти в маленькую пещеру, метра два в длину и метра полтора в ширину.
Сегодня Пасха, народ все прибывает. Ровно в пять часов вечера у нас над головой начал разноситься мелодичный перезвон колоколов. По храму заструился ни с чем не сравнимый аромат. Зазвучали голоса священников, читающих молитву на разных языках: греческом, русском, армянском… Мы вышли во двор.
– Как тебя зовут? — донесся до нас голос священника.
– Ирина.
– И откуда ты приехала?
– Из Москвы! В будущем году снова встречу Пасху в Иерусалиме…
Вероника Генина.
Ассоциация «Новомедиа».