Когда голливудские нечестивцы отказались дать деньги для съемок “Страстей Христовых”, а прокатчики устроили бойкот его релизу, они, наверняка, подумали, что на этом и оборвется революционная затея всемирно известного актера и режиссера Мела Гибсона. Не тут-то было! Режиссер “Храброго сердца” и владелец нескольких “Оскаров” мужественно вложил почти 30 миллионов своих долларов для экранизации величайшего события, когда-либо происшедшего во Вселенной — смерти и воскресения Богочеловека Иисуса Христа.

 

Давно мировой кинематограф не видывал такого противостояния во время создания ленты. Только самые ленивые не высказывали своей критики в адрес Гибсона. Его обвиняли во всех смертных грехах, как во время съемки, так и перед выходом “Страстей Христовых” на экраны 25 февраля.

 

Режиссера обвинили в антисемитизме и неполиткорректности, сославшись на то, что фильм, якобы, возлагает всю вину за смерть Иисуса Христа на евреев. Сам Гибсон неоднократно заявлял, что не вкладывал в фильм никаких антисемитских идей, что любит евреев и молится за них. “Ни я, ни мой фильм не являются антисемитскими, и я не испытываю ненависти ни к кому — особенно к евреям. Они — мои друзья и коллеги. Антисемитизм противоречит не только моим личным убеждениям, но и центральной мысли моего фильма”, — заявил Гибсон.

 

Перед выходом картины на экраны начали звучать голоса, призывающие родителей не допускать маленьких детей и подростков к просмотру этого фильма, “чтобы не разрушалась детская психика”. Мол, до 15 нежелательно. В киевских кинотеатрах рекомендуемое ограничение по возрасту повысили до 16 лет. Это не что иное, как циничная демонстрация двойных стандартов. Откровенно оккультная серия фильмов для детей и подростков о мальчике-волшебнике Гарри Потере, оказывается, что ни есть самое подходящее для подрастающего поколения, а фильм о Спасителе, который жестоко страдал ради каждого, в том числе ребенка, негативно влияет на психику. В некоторых местах доходило до того, что от детей требовали справку от родителей, позволяющую смотреть “Страсти Христовы” в кинотеатре.

 

Кроме всего прочего, Гибсона агрессивно обвиняли в излишнем натурализме при изображении картин истязания Христа. Какой-то рецензент английского издания “Дейли телеграф” долго думал и написал: “Кто захочет смотреть столь жестокое кино? Не удивлюсь, если общественные комитеты против жестокости тоже подадут голоса против этого фильма”. Бедолага-рецензент: он наверняка ни разу не видел жестокости на экране, и его девственное восприятие было глубоко ранено после просмотра “Страстей Христовых”.

 

Другими словами, зритель выдержал “Крестного отца”, “Криминальное чтиво”, “Терминатора”, “Убить Билла” в конце концов. А вот на “Страстях Христовых” бедолага сломался… Что за чушь? Это обман дьявола, который навязывается людям, чтобы не допустить их к просмотру картины. Неужели работа Гибсона перещеголяла все эти картины по натурализму в изображении насилия?! Удивительно, как некоторые христиане начинают петь эту же песню о чрезмерном натурализме. Тут вспоминается уже ставшая легендарной фраза, которую якобы сказал Папа Римский после просмотра картины: “Все точно так и было”. А может, было еще страшнее. Цена искупления чрезвычайно велика. И чтобы осознать её размер, Библию нужно читать не как детектив Дарьи Донцовой, а как Вечную Истину, под водительством Святого Духа.

 

Гибсон своими кадрами вывел многих христиан из сонного восприятия искупительной жертвы Христа и подвел к осознанию настоящей ее цены. Уже сейчас отмечается, что в истории кинематографа еще не было более кровавой сцены распятия Христа. Актер, сыгравший Христа, Джим Кевизелл так объяснил те экстремальные меры, к которым прибег Гибсон, изображая истязание Иисуса: “Это было необходимо, чтобы по-настоящему изобразить страдания Христа. Я хотел полного освещения истины, иначе я бы не согласился играть. Мне не хотелось, чтобы люди видели меня. Я просто хотел, чтобы они увидели Христа”.

 

Позже Гибсон заявит: “Если вы не хотите на это смотреть, тогда просто не покупайте билет. Но я снял величайшее приключение всех времен. Бог воплощается в человека, люди убивают Бога. Если уж это не экшн, тогда я не знаю, что назвать этим словом”. Кто-то подсчитал, что из 121 минуты фильма 100 посвящены изображению страданий Христа.

Затее Гибсона угрожал либо жуткий скандал, либо необычайный успех. Наблюдатели считали, что Гибсон рискует всем и вполне может разориться в случае неудачного проката фильма. 25 февраля в день премьеры “Страстей Христовых” 3600 кинозалов по всем Соединенным Штатам были заполнены. По всей стране церкви выкупали целые кинозалы, чтобы их прихожане как можно скорее посмотрели эту картину. Фильм, который изначально планировали пустить ограниченным прокатом, в итоге собрал аншлаги в день премьеры в рекордно большом количестве кинозалов.

 

И весь этот успех при том, что Гибсон задействовал малоизвестных европейских актеров. Звезд в картине практически нет, ну, разве что Моника Белуччи в  роли Марии Магдалины. На главную роль режиссер пригласил не очень известного Джима Кевизелла. Наконец, Гибсон снял фильм на латыни, арамейском и древнееврейском языках, запретив его дублировать, а показывать с субтитрами — случай беспрецедентный.

 

Уже в первый день показа кассовые сборы “Страстей Христовых” составили около 20 миллионов долларов, а за первые пять дней проката — 125, 2 миллиона долларов. В то время как последняя часть “Властелина колец”, получившая в этом году рекордное количество “Оскаров” — 11, за такой же период собрала 124,1 миллиона долларов. Картина уже к средине апреля заняла место в списке десяти самых кассовых фильмов всех времен и народов. 

 

На начало мая кассовые сборы картины в США приблизились к отметке в 400 миллионов. Для сравнения: “Терминатор-2” собрал в американском прокате 205 миллионов долларов, “Спасение рядового Райна” — 216, “Перл-Харбор” — 192.

 

Боже упаси, чтобы мы измеряли успех количеством денежной прибыли. Сверхзадача “Страстей Христовых” — воздать славу Спасителю за Его искупительный подвиг и заставить миллионы людей задуматься над евангельской вестью. Однако в материализированном западном  мире кассовый сбор — веский аргумент в пользу популярности евангельской тематики в кинематографе. Остается надеяться, что фильм “Страсти Христовы” станет началом триумфального шествия библейских истин по мировому кинематографу. А неужели есть более актуальная тематика?

 

Теперь считается дурным тоном не посмотреть “Страсти Христовы”. Замечательная метаморфоза! Картину смотрят и бедные и богатые, и киноманы и кинофобы, и олигархи и олигофрены… О фильме пишут практически все светские издания, о нем говорят во всех медиа. Покажите мне еще один такой фильм за последние годы, который бы вызвал такой общественный резонанс. В этом очевидно Божье провидение. А авторитетный журнал “Time” в составленном в апреле списке ста самых влиятельных людей планеты выделил строку и режиссеру “Страстей Христовых”.

 

“Это — Божие кино. Всем руководит Святой Дух. Я только направляю движение”, — говорил Мел Гибсон во время съемок блокбастера еще в августе 2003-го. Позже он сказал: “Я должен был сделать это кино. Я не мог не сделать его”. И после всего он подытожил: “Я надеюсь, что у зрителей будет много вопросов после этого фильма”. Церковь поставлена Богом, чтобы дать человечеству ответы на все эти вопросы. Впрочем, и режиссер дал в фильме ответ словами самого Иисуса Христа: “Ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов”.

 

ЭКРАНИЗАЦИЯ ЕВАНГЕЛИЯ

 

К экранизации евангельских сюжетов обращались многие режиссеры. За всю историю кинематографа насчитывается около 50 фильмов, где эпизодически или полнометражно изображается жизнь Христа на земле. Еще в 1916 Дэвид Уорк Гриффит снимает фильм “Нетерпимость”, в котором есть сцена распятия Христа.

 

В 1927 году Сесиль де Милль поставил первый полнометражный немой исторический фильм о жизни и смерти Христа под названием “Царь царей”. В 1953 году выходит фильм “Плащаница” — история о римском трибуне, участвовавшем в распятии Христа. Его преследуют кошмары, и он отправляется в Палестину, чтобы побольше узнать о Человеке, которого послал на казнь.

 

В 1964 выходит картина Пьера Паоло Пазолини “Евангелие от Матфея”. В фильме играли непрофессиональные исполнители, а диалоги были заимствованы непосредственно из Евангелий. В 1965 году Джордж Стивенс снял “Величайшую из когда-либо рассказанных историй” с Максом фон Зюдовым в роли Христа. В 1973 евангельский сюжет становится центральным в киномюзикле “Иисус Христос — суперзвезда”.

 

В 1979 году на мировые экраны выходит известный почти каждому обывателю фильм “Иисус”, ставший экранизацией Евангелия от Луки. Таким образом, в этом году ленте исполняется 25 лет. Её снял режиссёр Джон Хейман — ветеран киноиндустрии, в активе у которого уже тогда было более тридцати всемирно известных фильмов. Роль Иисуса Христа сыграл Брайан Дикон. Его выбрали на эту роль после того, как были проинтервьюированы тысячи актеров, а больше двухсот шестидесяти прошли пробы.

По официальной статистике, с 1979 по 2004 год фильм “Иисус” посмотрели около 6 миллиардов человек в 238 странах на 848 языках. Фильм стал самым переводимым фильмом в мире. Считается, что почти 200 миллионов человек пришли ко Христу именно после просмотра этого фильма.

 

Руслан Кухарчук.

Ассоциация «Новомедиа».